Обобщение Итоговое. Стр. 222
1. Охарактеризуйте статус, которым вы обладаете, и социальные роли, которые вы выполняете, в каждой из сфер жизни общества. На основе характеристики создайте плакат с изображением собственного статусного набора.
Социальные статусы в различных сферах жизни общества:
Социальная сфера — мальчик/девочка, сын/дочь, внук/внучка, ребенок, горожанин/сельский житель, друг, пешеход, пассажир;
Политическая сфера — белорус, гражданин Беларуси;
Экономическая сфера — потребитель, покупатель;
Духовная сфера — ученик, спортсмен.
В зависимости от своего социального статуса человек выполняет социальные роли: семейно-бытовые (сын/дочь, потребитель), профессиональные (ученик, работник), общественно-политические (избиратель, гражданин), ситуационные (пешеход, покупатель, пассажир).
2. Составьте и заполните таблицу «Сферы жизни общества в понятиях». Установите и объясните связи между основными понятиями, которые используются для характеристики сфер жизни общества.
Социальная | Политическая | Экономическая | Духовная |
социальные общности, |
власть, |
факторы производства, |
мораль, |
Существуют определенные связи между понятиями, используемыми для характеристики сфер жизни общества. Каждый человек является частью социальной общности: семьи, народности, нации. В зависимости от этого человек имеет социальный статус, который определяет его социальные роли. Индивид в процессе социализации с помощью социальных институтов становится личностью, которая совершает различные социальные действия.
В политической сфере основное понятие — государство, которое делится по формам правления (монархия и республика), форме территориального устройства (унитарное, федерация и конфедерация) и режиму правления (демократический, тоталитарный). Отношения с властью, государственные органы и политическая идеология формируют единую политическую систему страны. Политические партии, общественные движения, государственные институты возникают для удовлетворения определенных потребностей людей.
Экономическая сфера жизни общества производит и распределяет жизненные блага для человека, используя факторы производства (труд, земля, капитал, информация). Финансовая система государства включает в себя бюджет, банки, деньги, налоги и доходы, из которых складывается экономическая система страны.
В духовной сфере наука, искусство, религия и образование являются ключевыми терминами для характеристики этой сферы. Они служат для удовлетворения духовных потребностей личности, помогают познавать мир и формируют систему взглядов человека на мир.
3. Докажите взаимосвязь и взаимозависимость сфер жизни общества. Используйте при ответе ментальные карты на форзацах.
Сферы жизни общества выступают целостными образованиями, но находятся во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом. Состояние духовной сферы жизни общества дает информацию политической сфере, выдвигает перед ней задачи, определяет политические ценности, которые необходимо развивать.
Материальные и духовные потребности формируют определенные политические цели социальных групп. Поэтому возникают политические партии, общественные движения, государственные институты, которые осуществляют конкретную политическую деятельность.
На основе идей, которые вырабатываются в духовной сфере общества, также создаются социальные программы, удовлетворяющие потребности человека. Программы основываются на принципах социальной справедливости, прав на свободу и человеческое достоинство.
Социальная сфера общества выступает активной силой и влияет на все стороны экономической жизни общества.
В зависимости от принадлежности к определенной социальной группе у человека формируется отношение к собственности, формам распределения материальных благ. От степени интеграции классовых, национальных и социальных групп зависит эффективность жизнедеятельности экономической сферы общества.
4. Изучение какой сферы жизни общества вас наиболее заинтересовало? Обоснуйте свой выбор.
Наибольший интерес представляет изучение социальной сферы жизни общества. Знания, умения и навыки, полученные при помощи образования, здравоохранения и искусства необходимы для жизнедеятельности человека. Также социальная сфера, изучая социальную структуру общества, помогает личности найти место в мире, ориентироваться в различных социальных группах, взаимодействовать с другими социальными общностями для удовлетворения своих потребностей.
5. На основе текста учебного пособия составьте именной указатель персоналий, которые внесли существенный вклад в развитие наук об обществе. Кого вы туда включите?
Персоналии, которые внесли существенный вклад в развитие наук об обществе:
- Адам Смит — шотландский экономист, один из основоположников экономической теории как науки;
- Аристотель — древнегреческий философ, ввел понятие «политика»;
- Гарольд Лассуэлл — американский политолог, представил модель коммуникации;
- Джон Локк — английский философ, разработал теорию, о том, что человек имеет некоторые права от рождения и они не даруются ему государством (естественные права);
- Джон Мейнард Кейнс — американский ученый, сформулировал основные положения теории государственного регулирования экономики;
- Карл Маркс — немецкий философ и экономист, исследовал закономерности развития человеческой цивилизации;
- Ксенофонт — древнегреческий мыслитель и политический деятель, впервые использует понятие «экономика» в своем труде «Домострой»;
- Макс Вебер — немецкий социолог, создал теорию социального действия;
- Фредерик Тейлор — американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента;
- Цицерон древнеримский философ, ввел в обращение термин «мораль».
6. Какие книги или научные работы об обществе, которые упоминаются в учебном пособии, вас заинтересовали? Почему? Создайте ТОП-5 «Книги об обществе, которые стоит прочитать каждому».
В учебном пособии упомянуты некоторые книги и научные работы достойные внимания. Древнегреческий мыслитель Ксенофонт в своем труде «Домострой» затрагивает тему ведения домашнего хозяйства, обязанностях супругов, приводит практические советы по экономике. Французский философ Ж. Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» высказывает мысль, что самостоятельная личность сама устанавливает законы. Английский мыслитель Томас Гоббс в своей книге «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» размышляет о происхождении и сущности государства. Флорентийский мыслитель Никколо Макиавелли в трактате «Государь» описывает методы правления и умения, которые необходимы для идеального правителя.
ТОП-5 «Книги об обществе, которые стоит прочитать каждому»:
1) Аристотель «Этика»,
2) Ксенофонт «Домострой»,
3) Жан Жак Руссо «Об общественном договоре»,
4) Никколо Макиавелли «Государь»,
5) Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов».
7. Какие идеи предложенных в учебном пособии мини-проектов вы воплотили в жизнь в этом учебном году? Почему? Будет ли их продолжение?
В этом учебном году при выполнении мини-проектов были воплощены следующие идеи:
- темы, которые волнуют молодых людей: их будущее, место в этом мире (мини-проект «Легко ли быть молодым?»);
- человек может принадлежать одновременно к разным социальным группам и общностям (мини-проект «Медиапрофиль в сети»);
- какие статьи включают доходная и расходная части бюджета Беларуси за текущий год (мини-проект «Мой бюджет»);
- как осуществлялась горизонтальная и вертикальная мобильность родственников (мини-проект «Социальная мобильность по семейным фотографиям»);
- изменение добродетели и пороков в обществе в разное время (мини-проект «Как изменялись представления о добре и зле в разные исторические эпохи?»);
- существуют фейки в новостях в молодёжных интернет-сообществах (мини-проект «Лови фейк»).
Планируется продолжение мини-проекта о белорусских онлайн-платформах для самообразования старшеклассников, так как учащимся в будущем предстоит выбрать профессию и определиться, где можно приобрести необходимые знания.