Обобщение Итоговое. Стр. 222

1. Охарактеризуйте статус, которым вы обладаете, и социальные роли, которые вы выполняете, в каждой из сфер жизни общества. На основе характеристики создайте плакат с изображением собственного статусного набора.

Социальные статусы в различных сферах жизни общества:

Социальная сфера — мальчик/девочка, сын/дочь, внук/внучка, ребенок, горожанин/сельский житель, друг, пешеход, пассажир;

Политическая сфера — белорус, гражданин Беларуси;

Экономическая сфера — потребитель, покупатель;

Духовная сфера — ученик, спортсмен.

В зависимости от своего социального статуса человек выполняет социальные роли: семейно-бытовые (сын/дочь, потребитель), профессиональные (ученик, работник), общественно-политические (избиратель, гражданин), ситуационные (пешеход, покупатель, пассажир).

2. Составьте и заполните таблицу «Сферы жизни общества в понятиях». Установите и объясните связи между основными понятиями, которые используются для характеристики сфер жизни общества.

Социальная Политическая Экономическая Духовная

социальные общности,
класс,
нация,
толпа,
социальный статус,
социальная мобильность,
социальные роли,
социальный институт,
социальная стратификация,
социальная коммуникация,
социальные действия,
молодежь,
общество,
конфликт,
социология

власть,
государство,
монархия,
республика,
унитарное государство,
федерация,
конфедерация,
демократия,
референдум,
парламент,
избирательная система,
политическая партия,
политический режим,
выборы,
правовое государство,
гражданское общество,
политическая идеология,

факторы производства,
ресурсы,
производство,
потребление,
обмен,
рынок,
спрос,
предложение,
конкуренция,
цена,
налоги,
безработица,
деньги,
банк,
биржа,
кредит,
финансовая система,
инфляция,
бюджет,
экономическая система

мораль,
нравственность,
этика,
религия,
веротерпимость,
конфессия,
свобода совести,
наука,
теория,
образование,
философия,
эмпиризм,
рационализм,
искусство

Существуют определенные связи между понятиями, используемыми для характеристики сфер жизни общества. Каждый человек является частью социальной общности: семьи, народности, нации. В зависимости от этого человек имеет социальный статус, который определяет его социальные роли. Индивид в процессе социализации с помощью социальных институтов становится личностью, которая совершает различные социальные действия.

В политической сфере основное понятие — государство, которое делится по формам правления (монархия и республика), форме территориального устройства (унитарное, федерация и конфедерация) и режиму правления (демократический, тоталитарный). Отношения с властью, государственные органы и политическая идеология формируют единую политическую систему страны. Политические партии, общественные движения, государственные институты возникают для удовлетворения определенных потребностей людей.

Экономическая сфера жизни общества производит и распределяет жизненные блага для человека, используя факторы производства (труд, земля, капитал, информация). Финансовая система государства включает в себя бюджет, банки, деньги, налоги и доходы, из которых складывается экономическая система страны.

В духовной сфере наука, искусство, религия и образование являются ключевыми терминами для характеристики этой сферы. Они служат для удовлетворения духовных потребностей личности, помогают познавать мир и формируют систему взглядов человека на мир.

3. Докажите взаимосвязь и взаимозависимость сфер жизни общества. Используйте при ответе ментальные карты на форзацах.

Сферы жизни общества выступают целостными образованиями, но находятся во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом. Состояние духовной сферы жизни обще­ства дает информацию политической сфере, выдвигает перед ней задачи, определяет политические ценности, которые необходимо развивать.

Материальные и духовные потребности формируют определенные политические цели социальных групп. Поэтому возникают политические партии, общественные движения, государственные институты, которые осуществляют конкретную политическую деятельность.

На основе идей, которые вырабатываются в духо­вной сфере общества, также создаются социальные программы, удовлетворяющие потребности человека. Программы основываются на принципах соци­альной справедливости, прав на свободу и человеческое достоин­ство.

Социальная сфера общества выступает активной силой и вли­яет на все стороны экономической жизни общества.

В зависимос­ти от принадлежности к определенной социальной группе у человека формируется отношение к собственности, формам распределения материальных благ. От степени интеграции классовых, национальных и социаль­ных групп зависит эффективность жизнедеятельности экономичес­кой сферы общества.

4. Изучение какой сферы жизни общества вас наиболее заинтересовало? Обоснуйте свой выбор.

Наибольший интерес представляет изучение социальной сферы жизни общества. Знания, умения и навыки, полученные при помощи образования, здравоохранения и искусства необходимы для жизнедеятельности человека. Также социальная сфера, изучая социальную структуру общества, помогает личности найти место в мире, ориентироваться в различных социальных группах, взаимодействовать с другими социальными общностями для удовлетворения своих потребностей.

5. На основе текста учебного пособия составьте именной указатель персоналий, которые внесли существенный вклад в развитие наук об обществе. Кого вы туда включите?

Персоналии, которые внесли существенный вклад в развитие наук об обществе:

- Адам Смит — шотландский экономист, один из основоположников экономической теории как науки;
- Аристотель — древнегреческий философ, ввел понятие «политика»;
- Гарольд Лассуэлл — американский политолог, представил модель коммуникации;
- Джон Локк — английский философ, разработал теорию, о том, что человек имеет некоторые права от рождения и они не даруются ему государством (естественные права);
- Джон Мейнард Кейнс — американский ученый, сформулировал основные положения теории государственного регулирования экономики;
- Карл Маркс — немецкий философ и экономист, исследовал закономерности развития человеческой цивилизации;
- Ксенофонт — древнегреческий мыслитель и политический деятель, впервые использует понятие «экономика» в своем труде «Домострой»;
- Макс Вебер — немецкий социолог, создал теорию социального действия;
- Фредерик Тейлор — американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента;
- Цицерон древнеримский философ, ввел в обращение термин «мораль».

6. Какие книги или научные работы об обществе, которые упоминаются в учебном пособии, вас заинтересовали? Почему? Создайте ТОП-5 «Книги об обществе, которые стоит прочитать каждому».

В учебном пособии упомянуты некоторые книги и научные работы достойные внимания. Древнегреческий мыслитель Ксенофонт в своем труде «Домострой» затрагивает тему ведения домашнего хозяйства, обязанностях супругов, приводит практические советы по экономике. Французский философ Ж. Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» высказывает мысль, что самостоятельная личность сама устанавливает законы. Английский мыслитель Томас Гоббс в своей книге «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» размышляет о происхождении и сущности государства. Флорентийский мыслитель Никколо Макиавелли в трактате «Государь» описывает методы правления и умения, которые необходимы для идеального правителя.

ТОП-5 «Книги об обществе, которые стоит прочитать каждому»:

1) Аристотель «Этика»,
2) Ксенофонт «Домострой»,
3) Жан Жак Руссо «Об общественном договоре»,
4) Никколо Макиавелли «Государь»,
5) Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов».

7. Какие идеи предложенных в учебном пособии мини-проектов вы воплотили в жизнь в этом учебном году? Почему? Будет ли их продолжение?

В этом учебном году при выполнении мини-проектов были воплощены следующие идеи:

- темы, которые волнуют молодых людей: их будущее, место в этом мире (мини-проект «Легко ли быть молодым?»);

- человек может принадлежать одновременно к разным социальным группам и общностям (мини-проект «Медиапрофиль в сети»);

- какие статьи включают доходная и расходная части бюджета Беларуси за текущий год (мини-проект «Мой бюджет»);

- как осуществлялась горизонтальная и вертикальная мобильность родственников (мини-проект «Социальная мобильность по семейным фотографиям»);

- изменение добродетели и пороков в обществе в разное время (мини-проект «Как изменялись представления о добре и зле в разные исторические эпохи?»);

- существуют фейки в новостях в молодёжных интернет-сообществах (мини-проект «Лови фейк»).

Планируется продолжение мини-проекта о белорусских онлайн-платформах для самообразования старшеклассников, так как учащимся в будущем предстоит выбрать профессию и определиться, где можно приобрести необходимые знания.