Обобщение 4. Стр. 207-208

1. Дайте определения следующим понятиям:

Культура — совокупность норм, ценностей, которые представлены в продуктах материального и духовного труда, а также результаты деятельности человека.

Массовая культура — культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и массовый спрос людей.

Медиакультура — особый вид культуры информационного общества, который является посредником между обществом и государством.

Народная культура — культура, принадлежащая определенному народу.

Национальная культура — совокупность материальных и духовных ценностей нации, которые выделяют их среди других народов.

Субкультура — система ценностей, которая отличает социальную группу от большинства общества.

Элитарная культура — культура, создаваемая профессионалами для узкого круга людей.

2. Запишите таблицу в тетрадь. Охарактеризуйте способы сохранения и развития национальной культуры по следующим позициям:

Параметры Сохранение Развитие
Культурно-историческая память  сохранение памятников и книг, созданных национальными авторами

- взаимодействие с мастерами декоративно-прикладного искусства

- музейная реконструкция национального наследия

Материальные и духовные ценности организация и проведение выставок национальных ценностей развитие учебных заведений как центров сохранения национальных ценностей
Формы организации различных
видов деятельности
организация коллективов народного творчества организация в школах кружков по изучению ремесел и культуры наций
Национальный язык проведение исследовательских работ об истории национального языка преподавание в регионах национальных языков

3. На основании знаний функций культуры сформулируйте основ ные функции медиакультуры.

Основные функции медиакультуры:

- информативная — медиакультура является носителем информации;

- коммуникативная — общение между социальными группами, обмен культурной информацией;

- интеграционная — объединяет социальные группы, государства;

- релаксационная — помогает восстанавливать духовные и физические силы человека;

- посредническая — передает информацию от создателя к потребителю.

4. Рассмотрите иллюстрацию. Какая символика хиппи использована в современном логотипе салона, занимающегося продажей цветов и предлагающего их доставку на винтажном автобусе Volkswagen?

В современном логотипе салона, занимающегося продажей цветов и предлагающего их доставку на винтажном автобусе Volkswagen использована символика старого микроавтобуса «Фольксваген», который хиппи раскрашивали в стиле «власть цветов».

Как данный логотип связан с материальной, духовной, доминирующей, массовой культурой, контркультурой, субкультурой? Проявлением каких тенденций в развитии культуры является использование символики хиппи салоном цветов?

Данный логотип связан с духовной культурой, так он выражает духовные идеи хиппи (миролюбие, ненасилие, протест против военных действий, отказ от роскоши), а автобус выступает как объект материальной культуры. Хиппи воспринимали в обществе как доминирующую культуру, которая изменяет жизни людей. Их культура стала массовой, так как мода и ценности хиппи оказали влияние на музыку, литературу, кино и искусство. Хиппи воспринимают как субкультуру, так как у них сложилась определенная система ценностей, отличная от большинства взглядов в обществе. Их считают контркультурой, так как группы хиппи любили ездить по небольшим городам и удивлять жителей своими выходками, иногда безнравственными поступками и пагубными привычками (наркотики, курение). Использование символики хиппи салоном цветов является проявлением тенденции пацифизма, отказа от решения вопросов силовыми методами.

5. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

Каким образом татуировка связана с материальной, духовной, элитарной и массовой культурой, контркультурой, субкультурой?

Татуировка связана с материальной культурой, так как они представляют собой вещественные формы (красящий пигмент, узоры на теле). Процесс нанесения татуировки относится к материальным услугам. С духовной культурой они связаны тем, что они приносят их владельцу эстетическое удовольствие. С элитарной культурой татуирование связано тем, что многие тату несут в себе определенный смысл, который понятен только узкому кругу лиц. А связь с массовой культурой прослеживается в желании все большего количества людей нанести тату на тело. Это превращается в массовое явление, а сами татуировки становятся понятными для широких масс. Татуировка и субкультура также связаны. Представители какой-либо субкультуры (например, молодежной группировки) имеют на себе одинаковые тату как отличительный знак. Это является способом их самовыражения. Связь контркультуры с татуировками тоже можно проследить. Некоторые татуировки носят аморальный смысл, которые направлены против нравственных ценностей. Часто тату используют криминальные группы.

6. Рассмотрите обложку первого издания книги Джона Толкина «Властелин колец. Братство Кольца» (1954 г.), охарактеризуйте её как артефакт и назовите, какие знаки и символы на ней представлены. Определите взаимосвязь между книгой и такими явлениями культуры, как фильм «Властелин колец. Братство Кольца» (режиссер П. Джексон, 2001 г.), компьютерная игра «Властелин колец. Братство Кольца» (2002 г.), мероприятия толкинистов и ролевиков, украшение в виде Кольца Всевластья, интернет-мемы «Моя прелесть».

Артефакт — предмет, изготовленный человеком. На обложке книги Джона Толкина «Властелин колец» изображен артефакт — черный круг, в центре которого расположен красный глаз. Выше глаза располагается кольцо, которое и является основным артефактом в произведении автора. Книга, фильм, компьютерная игра, мероприятия толкинистов и ролевиков объединены единой идеей — мысль о неограниченной власти губительна, каждый человек является героем и защитником близких.

7. Рассмотрите представленные марки и найдите проявления: материальной, духовной, художественной, массовой, элитарной, народной, национальной культур, артефакты, знаки и символы.

Проявления культур в марках:

1 марка — артефакт, материальная культура.

2 марка — художественная культура.

3 марка — национальной и народная культура.

4 марка — элитарная, духовная культура (изображение балета).

5 марка — знаки и символы, духовная культура.

6 марка — массовая культура.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_9, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!