Обобщение Итоговое
1. Ответьте на вопросы при помощи карт атласа, картосхем и текста учебного пособия.
1) С какими странами имели политические и экономические связи белорусские земли в XVI—XVIII вв.?
Белорусские земли в XVI—XVIII вв. политические и экономические связи имели со странами Западной Европы, Россией и Османской империей.
2) Какие города и во время каких военных конфликтов были разрушены в XVI—XVIII вв.?
Во время Ливонской войны (1558-1583 гг.) были разрушены Шклов, Орша, Дубровно и Копысь.
Во время Северной войны (1700-1721 гг.) на территории Беларуси русские войска сожгли Несвиж, Клецк, Полоцк, Новогрудок, а шведы полностью разрушили Мир, Кореличи, Ляховичи.
3) Перечислите населенные пункты, переживавшие экономический расцвет в XVI—XVIII вв. Что этому способствовало?
Населенные пункты, переживавшие экономический расцвет в XVI—XVIII вв.: Витебск, Городня, Могилев, Менск. Этому способствовали проведенные реформы и получение городами магдебургского права.
4) Какие города стали религиозными центрами в XVI—XVIII вв. и в чем это проявилось?
- Могилев, где находилась единственная православная епархия в пределах Речи Посполитой;
- Берестье — подписана Берестейская церковная уния, которая объединила православную и католическую церкви; создана первая кальвинистская община;
- Туров и Полоцк — первые епархии на белорусских землях.
5) Где и какое образование можно было получить на белорусских землях в XVI—XVIII вв.?
На белорусских землях в XVI-первой половине XVII вв. образование можно было получить дома, в школах при храмах (начальное обучение), в гимназиях и коллегиумах (среднее) и в Виленской академии (высшее). В школах основное внимание уделяли религиозному воспитанию, в коллегиумах учащиеся получали гуманитарные и математические знания. В Виленской академии было 4 факультета: философский, теологический, юридический и медицинский.
Во второй половине XVII-XVIII вв. на белорусских землях существовали иезуитские школы (обучали гуманитарным предметам, богословию, древним языкам, римскому праву), базилианские школы (обучали белорусскому языку; на уроках проводились обсуждения-споры, театральные представления, писались стихотворения), православные братские школы (изучали церковнославянский язык, музыку, астрономию и математике) и школы монашеского ордена пиаров (изучали языки местного населения; уделяли внимание физическому воспитанию).
6) Какие территориальные изменения произошли с Великим Княжеством Литовским в течение XVI—XVIII вв.? Какие события на это повлияли?
Великое Княжество Литовское в 1569 году объединилось с Польшей, так образовалась Речь Посполитая. Это привело к увеличению территории ВКЛ. После Ливонской войны были присоединены южные земли Ливонии с Ригой.
2. Нарисуйте «ленту времени» и укажите в хронологическом порядке (на выбор):
1) даты военных конфликтов XVI—XVIII вв.; 2) годы правления монархов ВКЛ и Речи Посполитой в XVI—XVIII вв.; 3) время доминирования художественных стилей на белорусских землях в XVI—XVIII вв.; 4) даты шести важнейших событий XVI— XVIII вв. в истории белорусских земель (по вашему мнению); 5) даты реформ, проводившихся в ВКЛ и Речи Посполитой в XVI—XVIII вв.
3. Расположите исторические понятия и явления XVI—XVIII вв. по столбцам:
1) государственные должности (система управления): канцлер, подскарбий, каштелян, гетман, монарх, сейм, магистрат, сенат, повет, воеводство, конституция, федерация.
Канцлер (руководил канцелярией), гетман (командовал войском), подскарбий (отвечал за государственную казну), каштелян (управлял замками), монарх (возглавлял государство) — государственные должности.
Воеводство и повет — административно-территориальные единицы в Великом Княжестве Литовском.
Сейм — высший орган государственной власти в Речи Посполитой, а сенат — высшая палата сейма.
Конституция — собрание важнейших постановлений, принятых сеймом.
Магистрат — выборный орган власти в городах с магдебургским правом.
Федерация — единое союзное государство, созданное на добровольной основе, с единым законодательством, общими органами власти и управления. Таким государством была Речь Посполитая, которая образовалась в результате объединения Великого Княжества Литовского и Польши.
2) положение шляхты: привилей, сарматизм, магнат, либерум вето; Магнатами называли крупную шляхту.
Привилей — документ, который предоставлял шляхте исключительные права.
Сарматизм — особая система взглядов шляхетского сословия.
Либериум вето — право прекращать работу сейма. Им обладала шляхта.
3) положение крестьян: оброк, грош, закрепощение, барщина, чинш, дякло, дым, волока, дань, фольварк, батлейка.
Оброк, барщина, чинш, дякло, дань — феодальные повинности крестьян. Грош — денежная единица, в которой крестьяне платили повинности. Дым и волока — единицы налогообложения в ВКЛ.
Фольварк — помещичье хозяйство, основанное на барщинном труде крестьян.
Закрепощение — процесс превращения свободных крестьян в крепостных.
Батлейка — кукольный народный театр, который пользовался популярностью в крестьянской среде.
4) военные конфликты: косинеры, загоны.
Косинеры — крестьяне, участники восстания 1794 года, которые были вооружены косами.
Загоны — отряды вольных казаков на территории Беларуси, которые приняли участие в восстании под предводительством Богдана Хмельницкого.
5) городская жизнь: мануфактура, магдебургское право, местечко, коллегиум, цех, юридика.
Цеха, а затем мануфактуры создавались в городах.
Местечко — небольшое аграрно-торговое поселение, которое сочетало в себе черты города и деревни.
Юридики— отдельные районы города, которые не подчинялись городским властям.
В городах и местечках иезуиты основывали начальные школы и средние учебные заведения — коллегиумы.
Магдебургское право — система управления городов, которая предусматривала большую степень их самостоятельности.
6) религиозная ситуация: Контрреформация, диссидент, Реформация, конфессия, уния.
Реформация и Контрреформация — движения за реформу церкви.
Диссидент — все христиане, которые не исповедовали католичество.
Конфессия — направления в рамках одной религии. В христианстве существуют следующие конфессии: католичество, православие, униатство, протестантизм.
Уния — союз двух конфессий, относящихся к одной религии. На белорусских землях была подписана Берестейская уния, объединившая две ветви христианства — православие и католицизм.
7) архитектурные стили: рококо, барокко, классицизм, фреска, Возрождение, Просвещение.
Барокко, рококо и классицизм — стили, господствовавшие на белорусских землях. Идеи Просвещения и Возрождения нашли отражение в архитектурных стилях.
Фреска — роспись водными красками по сырой штукатурке на архитектурных сооружениях.
4. Составьте «медиаазбуку» на выбор:
1) правители ВКЛ и Речи Посполитой в XVI—XVIII вв.
А — Август II Сильный (1697—1704):
Б — Баторий Стефан (1576—1586):
В — Владислав IV (1632—1648):
Г — Генрих Валуа (1573—1574):
М — Михаил Корибут (1669—1673):
С — Сигизмунд II Август (1569—1572):
Я — Ян III Собеский (1673—1696):
5. Подготовьте справочник для иностранного торговца или дипломата XVI—XVIII вв., который помог бы ему доехать из других стран к любому населенному пункту Беларуси. Составьте презентацию, посвященную одному из этих мест. Результаты своего исследования представьте одноклассникам.
Беларусь в XVI-XVIII вв. делилась на воеводства: Полоцкое, Виленское, Трокское, Берестейское, Менское, Новогородское, Витебское и Мстиславское. Самые развитые города — Полоцк, Витебск, Вильно, Менск, Новогородок и Берестье. Товары купцы перевозили повозками, возами по сухопутных дорогах, речными судами и плотами по рекам. Между городами сложились пути сообщения — гостинцы, которые связывали в единое целое рынки белорусских городов. Самый значительный сухопутный путь — «большой главный гостинец». Это путь от Орши до Бреста через Коханово, Толочин, Бобр, Начу, Борисов, Менск, Дзержинск, Миколаевщину, Несвиж, Мир, Цирин, Молчадь, Слоним, Ружаны, Новый Двор, Шерешево, Каменец. «Гостинцем великим» считалась дорога Полоцк — Витебск — Орша — Шклов — Могилев. Водным путем являлась торговая артерия Западной Двины, которая связывала белорусские города с Ригой. По всей стране для оживления внутренней и внешней торговли были построены каналы, а также черноморские и балтийские порты. Крупнейшие ярмарки проходили в Менске, Шклове, Бешенковичах и Зельве.
г. Берестье в XVI-XVII вв.:
г. Могилев в XVII в.:
г. Витебск в XVII в.:
6. Поразмышляйте, какие изменения произошли в XVI—XVIII вв. в следующих областях:
1) Направления внешней политики
XVI в. — восточное (набеги крымских татар на белорусские земли) и западное (Ливонская война за выход в Балтийское море) направления.
XVII в. — восточное (война с Россией и Османской империей) и западное (война со Швецией) направления.
XVIII в. — три раздела Речи Посполитой (Россия, Пруссия и Австрия).
2) Права шляхты и правителя государства
В XVI веке шляхта занимала привилегированное положение в ВКЛ и имела право участия в управлении государством. В 1563 г. все шляхтичи-христиане получили одинаковые права, все они были равны перед законом. Они получили право полностью распоряжаться своей землей. Но в XVII веке шляхта лишилась политических прав, у них отбирали земли, заставляли присягнуть России.
Власть правителя государства была ограничена сеймом.
3) Права крестьян и мещан
Крестьяне имели ограниченные права. Они не могли распоряжаться своей землей: продавать ее, закладывать, обменивать. В XVIII веке крестьяне платили десяток повинностей: чинш, барщину, натуральный оброк. Налоговый гнет данного сословия привел к крестьянским протестам. В итоге некоторые повинности были заменены денежными выплатами и ликвидировались ограничения на крестьянскую торговлю.
Жители городов и местечек — мещане с появлением мануфактур получали рабочие места и плату за свою работу. До этого городские жители были ремесленниками. Мещане имели больше прав и возможностей, чем крестьяне. Они имели личную свободу и право переселения в любой другой город или деревню.
4) Внешний вид городов
В XVI веке в городах строили церкви оборонительного типа (храмы-крепости). Они выполняли религиозную и оборонительную функции. С начала ХVII века стали возводить каменные церкви и дома знатных людей. Появилась регулярная застройка с кварталами и центральной рыночной площадью, на которой возводились каменные ратуши, торговые ряды, церкви. Центральные улицы начали мостить. В Городне появился первый на белорусских землях водопровод.
5) Архитектурные стили
На смену оборонительному (романскому) зодчеству в конце XVII века приходят новые стили — барокко и классицизм.
6) Положение представителей различных конфессий
После вхождения православных белорусских земель в состав ВКЛ, католицизм стал играть решающую роль. Началась борьба между представителями католической и православной церкви. Права православных ограничивались. Людей православного и протестантского вероисповедания в XVIII веке называли диссидентами.
7) Система обучения
К XVII веку на территории Беларуси сложилось трехступенчатое образование: начальное (домашнее, школы при храмах), среднее (гимназии и коллегиумы) и высшее (Виленская академия). В XVIII веке появились иезуитские, базилианские, православные братские школы и школы монашеского ордена пиаров.
8) Искусство
В XVI-XVII веках белорусская культура активно развивалась. В литературе появились новые жанры, открывались новые учебные заведения, развивалось книгопечатание. На белорусских землях возводилось произведения каменного зодчества. В архитектуре и искусстве сочетались западноевропейские стили и местные народные традиции, в результате чего возник местный стиль — виленское барокко. В XVIII веке в культуре белорусских земель произошли изменения: сарматская шляхетская культура ушла в прошлое. На смену пришли идеи Просвещения — в обществе вырос престиж образования. В архитектуре и искусстве господствовали стили барокко и классицизм. Белорусские народные традиции в искусстве сохранялись только в крестьянской среде.
7. Приведите 5-6 доказательств того, что на события на белорусских землях повлияли явления и процессы мировой истории. Какие особенности они имели на территории Беларуси? Свой ответ подтвердите примерами.
1) Великие географические открытия приводили к первоначальному накоплению материала, на который открывались мануфактуры. На белорусских землях также начали возникать мануфактуры. Например, слуцкая мануфактура шелковых поясов была знаменита за пределами Беларуси.
2) В Европе появлялись новые направления христианства — протестантизм, кальвинизм, лютеранство, англиканская церковь. В Беларуси начинается Реформация, целью которой было реформирование церкви. Пример: была подписана Берестейская уния, в результате которой возникла униатская церковь.
3) В XVIII веке в Европе появились идеи Просвещения, которые получили распространение на белорусских землях. Пример: в Беларуси в эпоху Просвещения начали развиваться естественные, экономические и гуманитарные науки.
4) Стиль барокко в XVIII веке распространился в европейской архитектуре. Пример: в Беларуси появился собственный стиль — виленское барокко. В этом стиле были перестроены Софийский собор в Полоцке и костел в Столовичах.
5) В мире активно развивалось книгопечатание. На территории Беларуси первая типография была открыта в 1550-х гг. в Берестье под покровительством Николая Радзивилла Черного, что в дальнейшем привело к распространению грамотности среди населения разных сословий. Пример: с 1776 года начало выходить первое периодическое издание в Беларуси — «Газета Гродзеньска».
8. Подготовьте 5-6 вопросов для исторической викторины по основным событиям истории Великого Княжества Литовского XVI—XVIII вв.
- Какое государство было создано по итогам проведения Люблинской унии? (Речь Посполитая)
- Как назывались наделы, на которые были поделены все пахотные земли во время аграрной реформы 1557 года? (Волоки)
- Назовите высший апелляционный суд в ВКЛ. (Главный Трибунал Великого Княжества Литовского)
- Как называли всех христиан-некатоликов в Речи Посполитой? (Диссиденты)
- Как назывались отдельные районы городов с магдебургским правом, которые не подчинялись городским властям? (Юридики)
9. Какие свои знания и умения вы смогли бы использовать в XVI-XVIII вв.? Хотели бы вы прожить в той эпохе неделю, месяц, год?
Хотелось бы прожить месяц в эпохе XVI-XVIII вв. Этого времени достаточно, чтобы посмотреть все памятники архитектуры, города, быт (одежду и питание) и культуру той эпохи на белорусской территории. Для этого мне и пригодились бы знания, полученные на уроках истории Беларуси.