Обобщение 6. Раздел VI

1. Работаем с учебным текстом

Составьте тезисы, гекс или ментальную карту по одной из следующих тем.

1) Особенности развития архитектуры белорусских земель в XI—XVIII вв.:

- С принятием христианства на белорусских землях появились каменные храмы.
- В XI веке развивалось светское строительство (въездные городские ворота).
- В архитектуре использовались камень и древесина.
- В ХI—ХIII вв. сложились полоцкая (Полоцкий Софийский собор, Спасо-Преображенская церковь в Полоцке) и городенская архитектурные школы (Коложская церковь).
- Архитектура на белорусских землях в ХI—ХIII вв. испытала огромное влияние византийских традиций.
- В XV—XVI вв. наблюдаются элементы готического стиля и ренессанса (церкви-крепости в Сынковичах и Мурованке, Фарный костел в Новогородке).
- Для защиты от нападений крестоносцев развивалось оборонное зодчество (каменные замки в Новогородке, Городне, Лиде, Крево).
- С XVI века многие замки были резиденциями магнатов (резиденции Ильиничей, Гаштольдов в Гераненах).
- В начале XVIII в. стал развиваться стиль — виленского барокко (перестройка Софийского собора в Полоцке, бернардинский костел в Менске).
- В стиле барокко возводились городские ратуши, государственные замки, храмы, возводимые католическими орденами.

 

2. Работаем с понятиями

Дополните предложенный перечень понятий по теме раздела теми, которые, на ваш взгляд, должны обязательно знать ученики 10 класса для полного осмысления темы «Культура Беларуси, Х—XVIII вв.» и раскрытия всех ее вопросов: Возрождение, Просвещение, барокко, готический стиль, классицизм, народная культура, поликультурность, романский стиль, сарматизм.

Возрождение — античность, гуманизм, антропоцентризм, ренессанс, светская литература, кальвинская церковь, книгопечатание, новолатинская поэзия, элитарная культура.

Просвещение — классицизм, рационализм, просветители, свободомыслие, секуляризация, светская архитектура, портрет, монументальная живопись, гербовники, физиократы, развитие науки, Эдукационная комиссия.

Барокко — динамичность, парадность, монументальность, виленское барокко, сарматизм, иезуиты, польские традиции, портрет, батальный жанр.

Готический стиль — готический собор, величественность, вертикальность, остроконечность, ажурность, витражи.

Классицизм — Просвещение, античность, рациональность, светская архитектура, портретный жанр, монументальная живопись.

Народная культура — декоративно-прикладное искусство, батлейка, школьный театр, сказки, песенный фольклор, орнаменталистика.

Поликультурность — многоконфессиональность, толерантность, византийские традиции, западноевропейский стиль, старобелорусский язык, французская школа.

Романский стиль — оборонное зодчество, массивность, каменные замки, княжеские резиденции, замки-кастели.

Сарматизм — шляхетская идеология, аристократизм, парадный портрет, погребальный портрет.

Составьте из этих понятий «облака слов» по каждой теме раздела. В каждом из них определите наиболее существенное понятие, характеризующее всю тему. По одному из «облаков» составьте кроссворд.

Облако слов на тему «Возрождение»

Облако слов на тему «Просвещение»

Облако слов на тему «Барокко»

Ооблако слов на тему «Готический стиль»

Облако слов на тему «Классицизм»

Облако слов на тему «Народная культура»

Облако слов на тему «Поликультурность»

Облако слов на тему «Романский стиль»

Облако слов на тему «Сарматизм»

Вопросы к кроссворду:

1) Вид литературы, который описывает жизнь общества и не передает религиозные тексты (светская литература).
2) Философское направление, согласно которому человек является центром Вселенной (антропоцентризм).
3) Мировоззрение, в основе которого лежит идея человека как высшей ценности (гуманизм).
4) Особая форма культуры, характерными чертами которой являются высокий уровень осмысления реальности, ограниченный круг потребителей, уникальность и духовная глубина создаваемых текстов (элитарная культура).
5) Искусство, поэты которого писали стихи на латинском языке (новолатинская поэзия).
6) Историческая эпоха в культуре, которая пришла на смену Средним векам и предшествовала Новому времени (ренессанс).
7) Термин, объединяющий историю Древней Греции и Древнего Рима (античность).
8) Процесс создания печатной продукции (книгопечатание).
9) Церковь, созданная последователем протестантизма Жаном Кальвином (кальвинская церковь).

3. Систематизируем знания

1) Заполните таблицу «Достижения культуры Беларуси Х—XVIII вв.». Дополните ее важными (на ваш взгляд) явлениями из истории культуры Беларуси, не вошедшими в представленный здесь перечень. Объясните, почему вы выбрали именно их.

X — первая половина XIII в. Вторая половина XIII — первая половина XVI в. Вторая половина XVI — первая половина XVIII в. Вторая половина XVIII в.
Туровское евангелие издание «Букваря» Спиридоном Соболем открытие университета в Вильне деятельность крепостного театра Радзивиллов в Несвиже и Слуцке
агиографическая литература «Песнь о зубре» Николая Гусовского издание «Катехизиса» Сымоном Будным создание Эдукационной комиссии
Евфросиния Полоцкая строительство Лидского и Кревского замков издание «Букваря языка словенского» Симеоном Полоцким издание «Газеты Гродзеньской»
«Слова» Кирилла Туровского «Сказание о литовских (виленских) мучениках», «Хождение издание грамматики Мелетием Смотрицким Франтишек Смуглевич
возведение Борисоглебской церкви в Городне архимандрита Аграфена в Святую Землю» строительство Несвижского замка виленская художественная школа
возведение Софийского собора в Полоцке «Хождение Игнатия Смолянина в Царьград и Иерусалим» издание Берестейской (Радзивилловской) Библии основание Тизенгаузом театра в Городне
cформировались полоцкая и городенская архитектурные школы Жировичское евангелие основание Радзивиллом театра в Несвиже основание Огинским театра в Слониме
возведение Спасо-Преображенской церкви в Сельце «Летописец великих князей литовских» трактат Семеновича «Великое искусство артиллерии»  
берестяные грамоты в Витебске, Мстиславле Белорусско-литовская летопись трактат Ализаровского «О политической общности людей»  
  строительство Мирского замка трактат Лыщинского «О несуществовании Бога»  
  открытие Слуцкой кальвинистской школы    

События, дополнившие таблицу, были добавлены, так как они являются знаковыми для культурной истории Беларуси. Строительство Лидского, Кревского и Мирского замков было важным событием в период борьбы с врагами. Белорусско-литовская летопись позволяет узнать о событиях, происходивших на белорусских землях. Факт появления полоцкой и городенской архитектурных школ говорит о том, что на территории Беларуси сложились свои неповторимые архитектурные стили. Берестяные грамоты в Витебске, Мстиславле свидетельствуют о наличии письменности в стране на ранних этапах ее развития. Основания театров в Несвиже, Городне и Слониме указывает на развитие культуры на белорусских землях. А различные трактаты свидетельствуют о распространении идей Просвещения в Беларуси.

2) Определите явления и события культурной жизни белорусских земель, которыми можно дополнить ментальную карту в начале раздела «Культура Беларуси», и составьте новую карту.

3) Разделитесь на группы и подготовьте иллюстрированный справочник по одной из данных тем. В ходе работы используйте дополнительные источники.

1. Письменность в XI — первой половине XIII в.

- Письмо на бересте и восковых таблицах — вид письма, который существовал до появления бумаги (берестяная грамота, пряслица, амфоры с надписями):

- конец X в. — печати князей (туровский князь Изяслав Ярославич в Турове, Бересте, Волковыске):

- XI в. — граффити — надписи на стенах церквей или на надгробных и межевых камнях (Софийский собор в Полоцке):

- XII в. — надписи на валунах (Борисовы валуны, Рогволодов камень):

- XI-XVIII вв. — рукописные книги писали на пергаменте при монастырях профессиональные переписчики. Книги украшали цветными миниатюрами и заглавными буквами:

4. Рассуждаем

1) Как события общественной жизни влияют на развитие культуры? Выскажите свое мнение.

Человек в процессе жизнедеятельности творит культуру — создает материальные блага и духовные ценности. Каждый день личность действует на основе культурных норм (морали, права, традиций), меняется под воздействием различных культурных ценностей, накапливает и передает другим поколениям достижения культуры, а также создает ее новые формы. Поэтому любое событие в жизни общества влияет на развитие культуры.

2) Несли ли идеи просветителей угрозу для стран, где царила абсолютная монархия? Обоснуйте свой ответ.

Теоретически идеи просветителей представляли угрозу для государств, где существовала абсолютная монархия. Основными идеями просветителей были свободомыслие, выбор человеком религии и статуса, освобождение общества от крепостничества и контроля церкви, а это противоречит абсолютизму. Но многие монархи в Западной Европе и России использовали идеи просветителей и проводили преобразования в своей стране. Так и в Великом Княжестве Литовском некоторые представители общественно-политической мысли критиковали политический строй своего государства и предлагали провести реформы для укрепления сильной центральной власти (Георгий Конисский, Станислав Щука).

5. Творческие задания

1) Подготовьте план виртуального музея. Дайте музею название. Разработайте план залов. Продумайте, какие экспонаты составят экспозицию и как они будут размещены, нарисуйте их или добавьте их фотографии.

2) Подготовьте рассказ-«экскурсию» о том или ином экспонате (по вашему выбору) из достижений культуры Беларуси для различных групп экскурсантов.

2.1) учеников 2 класса

Давным-давно на белорусские земли нападали крестоносцы — воины, которые хотели навязать свою веру. Для защиты от их нападения был построен замок в городе Лиде. Он был возведен из камня и кирпича. Лидский замок состоял из двух башен и поставлен на песчаном холме. Он был окружен реками Лидея и Каменка, поэтому врагу было не добраться до него без моста. Несмотря на это крестоносцам удалось взять замок и разорить его. Позже Лидский замок был восстановлен.

2.2) учеников 8 класса

В 1320-х годах в городе Лиде Гродненского района был построен замок. Он был возведен для защиты от крестоносцев. Лидский замок был сооружен из кирпича и бутового камня. Он имел форму четырехугольника с двумя башнями. Он был построен на песчаном холме, который окружали реки Лидея и Каменка, а с севера — рвом, соединявшим эти реки. На дворе замка располагались церковь, жилые и хозяйственные постройки. В 1383 году Лидский замок был захвачен и частично разрушен крестоносцами. Во время Северной войны шведы взорвали башни, тем самым уничтожив замок. Окончательно он был восстановлен в 2010 году. В настоящее время здесь проходят рыцарские фестивали.

2.3) родителей

Лидский замок является типичным представителем оборонительного зодчества XIV века, так как он строился с целью защиты от нападений крестоносцев по поручению князя Гедимина. Он возведен в виде четырехугольника и имел две сторожевые башни. Во дворе замка были построены православная церковь и хозяйственные постройки, жилые помещения располагались на верхних этажах башен. Лидский замок был дважды разрушен: крестоносцами и шведами во время Северной войны. В 1955 году замок вошел в список памятников архитектуры Беларуси. Были реконструированы обе башни, где в настоящее время располагается экспозиция. Лидский замок является центром проведения рыцарских фестивалей.

2.4) иностранных туристов

Лидский замок или замок Гедимина был построен в XIV веке в Беларуси с целью защиты от крестоносцев. Он имеет форму четырехугольника с двумя башнями и расположен на возвышенности, окруженной двумя реками. Замок был разрушен дважды: в конце XIV века крестоносцами и в XVIII веке шведами. Реставрирован до первоначального вида в начале XXI века. В настоящее время в Лидском замке проводят экскурсии, театрализованные представления и различные интерактивные игры на тему средневековой жизни.

3) Подготовьте справочник архитектурных памятников Беларуси или вашего края, датируемых XI—XVIII вв. Опишите их, расскажите историю создания по следующему плану: а) как называется и где находится памятник; б) к какому периоду относится его создание; в) назначение сооружения; г) конструкция; д) размеры; е) форма (стиль); ж) украшение; з) цвет здания; и) связь с окружающей местностью.

а) Софийский собор в Полоцкея;
б) дата создания: 1044-1066 гг.
в) культурный и религиозный центр, в котором располагались библиотеки, архивы, казначейство, хранились религиозные святыни и размещалась княжеская усыпальница;
г) конструкция выполнена из камня;
д) размеры: имел форму квадрата, длина стен — 26,4 м., толщина фундамента — 1,5-3 м., высота составляла 31 м.
е) возведен в византийском стиле; в 1750 году перестроен в стиле виленского барокко;
ж) внутри здание собора украшено барочными колоннами, лепными украшениями, барельефными изображениями Троицы Новозаветной и фреской со старинной копией «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи;
з) цвет здания: белый;
и) связь с окружающей местностью: в соборе проходят богослужения, проводят экскурсии и концерты органной и камерной музыки. Здесь открыт Музей истории архитектуры Софийского сбора, где можно увидеть сохранившийся фундамент и древние фресковые росписи XI века.

а) Мирский замок в п. Мир (Гродненская область);
б) XVI в.;
в) назначение сооружения: оборонительное укрепление и резиденция;
г) замок похож на квадрат со стороной около 75 метров, по углам расположены пятиэтажные башни, пятая башня — шестиэтажная с въездными воротами;
д) высота башен — 25-27 м.;
е) готический стиль;
ж) украшение: фрески, витражи, галереи, пейзажный парк;
з) цвет здания: белый и красный;
и) на территории Мирского замка проводятся театрализованные экскурсии, часть замка занимают гостиница и ресторан.

а) Костел Святого Иосифа в Минске;
б) XVII в.;
в) монастырь бернардинцев и храм, позже был пристроен братский корпус. Здесь находились школа, трапезная, госпиталь, конюшня и пивоварня;
г) костел представляет собой трехнефный тип постройки с отсутствием башенной базилики. Самый высокий — центральный неф — накрывается двухскатной кровлей и имеет завершающий элемент в виде выступающей трехстенной апсиды;
д) занимает квартал города;
е) построен в стиле барокко;
ж) украшен декоративными элементами, которые располагаются на западной части фасада. Боковые части фасада оснащены двумя нишами (ранее здесь была установлена скульптурная композиция). Главный вход является широким порталом с большим трехлепестковым окном;
з) цвет здания: белый;
и) в настоящее время богослужения не проходят, но проводятся экскурсии. Сейчас в здании бывшей церкви расположены архив научно-технической документации и архив литературы и искусства Беларуси.

4) Представьте, что вам предложили поучаствовать в благотворительном аукционе по сбору средств на восстановление архитектурных памятников культуры Беларуси. Подготовьте каталог аукционных позиций с иллюстрациями и описаниями.

4.1) Свято-Николаевская церковь Бресте. Была основана в 1390 и уничтожена в 1837 году. Представляла собой храм оборонного типа. Она упоминается в летописях, когда Брест получил Магдебургское право. В стенах Свято-Николаевская церкви стенах была подписана Берестейская уния.

4.2) Костел Святого Станислава находился в городе Пинске Брестской области. Здесь располагался иезуитский коллегиум, где можно было получить духовное и светское образование. Также в стенах коллегиума размещались общежития, больница, аптека, театр, библиотека и типография. Этот памятник барокко был высотой с 9-этажный дом. Костел Святого Станислава пострадал во время Второй Мировой войны, а в 1953 году его снесли.

4.3) Церковь Ильи Пророка возникла в 1447 году в Витебске. Ее история неизвестна, но письменные источники свидетельствуют, что в 1746 году церковь построили в Витебске купцы Запольские. Храм сгорел дотла после удара молнии.

4.4) Петропавловская церковь в д. Березвечье Витебской области построена в XVIII веке в стиле виленского барокко. Ее возвел основоположник данного направления в архитектуре Иоганн Глаубиц. В советские времена в церкви размещалась колония, а затем в 1970 году была уничтожена.

4.5) Костел святого Франциска Ксаверия был построен в XVII веке в городе Могилеве. В настоящее время на фундаменте коллегиума стоит Могилевский музей этнографии, а костел был полностью уничтожен во время Второй мировой войны.

6. Исследуем

ВКЛ — страна за́мков

В Великом Княжестве Литовском было построено значительное количество замков. Замок представлял собой объект обороны, состоящий из оборонительных и жилых построек. Он выполнял резиденциальные и административно-общественные функции. Часто замками называли все виды резиденций знатных людей. Самыми древними замками на территории ВКЛ были городские укрепления Руси в Гродно и Киеве. В XIII веке были построены каменные оборонительные сооружения в Берестье, Турове, Каменце и Столпье. В XIII-начале XIV вв. замки в ВКЛ были деревянными и поэтому не сохранились до настоящего времени. В XIV веке стало понятно, что такие замки не защитят от крестоносцев, поэтому началось активное каменное строительство. Были возведены замки-кастели — Ковенский, Медницкий, Кревский и Лидский. Некоторые замки служили резиденцией великих князей литовских (Верхний и Нижний замок в Вильне). Активно строились замки в Витебске во второй половине XIV века. В XV веке стали возводиться замки по типу конвентхаусов — замки-кастели с комплексом жилых, церковных и хозяйственных построек, имеющих оборонительные приспособления по внешнему периметру (Трокский островной замок). Они удовлетворяли нужды Тевтонского ордена. В XVI-XVII веках замки превращались в дворцово-замковые комплексы, где оборонительные сооружения были отделены от жилых помещений. С XVII столетия замковые укрепления не изменялись, а поддерживались в прежнем состоянии.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_10, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!