Обобщение 5. Раздел V

1. Работаем с учебным текстом

Составьте тезисы по одному из следующих вопросов.

1) Языческие верования восточных славян на белорусских землях

- До принятия христианства жители белорусских земель являлись язычниками.
- Вера во множество богов, которых белорусы почитали, приносили им жертвы и строили святилища.
- Самые известные боги — Перун, Велес и Ярило.
- Были распространены культы предков и животных.
- Обожествляли различные природные силы и стихии.
- Белорусы верили в существование добрых и злых сил.

2) Введение христианства на белорусских землях

- Принятие христианства в Беларуси отличалось от данного процесса на территории Киевской Руси.
- Христианизация белорусских земель прошла спокойно, постепенно, без выступлений населения в защиту язычества.
- Изначально христианство мирно сосуществовало с язычеством.
- На белорусские земли христианство проникало по греко-византийскому и западному образцу.
- Происходило формирование церковной организации: глава — митрополит, деление на епархии во главе с епископами.
- На белорусских землях образовались две епархии: Полоцкая и Туровская, которые делились на приходы.
- Основание первых монастырей в Беларуси — в XII веке около Полоцка.

3) Влияние Реформации на духовное развитие белорусских земель в ХVI — первой половине XVII в.

- Духовная жизнь белорусов активизировалась под влиянием Реформации.
- Возросла роль просвещения и книгопечатания на белорусских землях.
- Развивалась и сохранялась религиозная терпимость в обществе.
- Наблюдался рост культурного и образовательного уровня белорусов.
- Расширялись международные контакты со странами Центральной и Западной Европы.

4) Установление униатства в Беларуси в конце XVI — XVII в.

- Католическое духовенство стремилось к унии с целью подчинить православное население ВКЛ и распространить свое влияние на Восток.
- Главным теоретиком унии стал иезуит Петр Скарга.
- В 1596 году в Берестье на церковном соборе было официально оформлено униатство.
- Была создана униатская церковь.
- Большинство православных не поддержали унию, что привело к восстанию городского населения, а затем к расколу православной церкви Речи Посполитой.
- 2 периода становления униатства в Беларуси: насильственное навязывание унии (конец XVI — начало XVII вв.) и реформа униатской церкви (30-м гг. XVII в.).
- Быстрое распространение униатской церкви в Беларуси поддерживала власть.
- К концу XVII века население Беларуси полностью придерживало униатство.

2. Работаем с понятиями

Дайте объяснение понятиям:

Язычество — вера во множество природных богов и поклонение им.

Диссиденты — верующие-христиане, которые не придерживались господствующего вероисповедания.

Протестантизм — одно из основных направлений в христианстве, приверженцы которого не согласны с католическими принципами богослужения и определенными вопросами теологии.

Реформация — религиозное и общественно-политическое движение ХVI-начала XVII в., выступающее за реформирование католической церкви.

Кальвинизм — одно из крупнейших течений протестантизма, созданное французским проповедником Жаном Кальвином.

Антитринитаризм — течение в протестантизме, сторонники которого отрицают догмат о триединстве Бога.

Униатство — церковное течение, которое основано на союзе различных христианских церковных организаций.

Православные братства — добровольное объединение православных мирян, функцией которого является забота о храме, просветительская, образовательная, благотворительная деятельность.

Пантеон — группа богов, которые принадлежат одной религии или мифологии. 

Идол — предмет поклонения.

Святилище — священное место для поклонения богам и проведения культов.

Христианство — одна из самых распространенных мировых религий, в основе которой лежит вера в Иисуса Христа как Спасителя и Богочеловека.

Двоеверие — переплетение старых и новых религиозных традиций.

Контрреформация — религиозно-политическое движение, целью которого было восстановление позиций, утраченных католичеством во время Реформации.

Иезуиты — члены католического монашеского ордена Общества Иисуса.

Разделите приведенные понятия по группам. Добавьте к ним имена исторических
деятелей, имевших отношение к этим понятиям. Дайте общее название каждой
объединенной группе понятий и исторических деятелей.

Язычество: пантеон, идол, святилища; князь Владимир.

Христианство: двоеверие, православные братства; князь Миндовг, епископы Мин и Фома.

Реформация: протестантизм, кальвинизм, антитринитаризм; Сымон Будный, Лаврентий Крышковский, Пётр из Гонёндза, Николай Радзивилл Черный.

Контрреформация: иезуиты, диссиденты, униатство; Валериан Протасевич, Петр Скарга.

3. Работаем с картосхемой

1) При помощи геоинформационных сервисов (например, Google Maps, myHistro, Tour Builder, StoryMap JS и др.) подготовьте картосхему «Памятники культовой архитектуры середины XVI — XVIII в.». К каждому памятнику архитектуры добавьте его изображение или фотографию, составьте описание.

Картосхема в StoryMap JS: https://uploads.knightlab.com/storymapjs/7320bbeabfc4928d310664316f78a36c/pamiatniki-kultovoi-arkhitektury-serediny-xvi-xviii-v/index.html

2) Подготовьте картосхему, на которой укажите все места, где происходили события конфессиональной истории Беларуси.

4. Систематизируем знания

1) Заполните синхроническую таблицу важнейших событий в религиозной истории Беларуси и стран Европы середины XVI — XVIII в. Страны и критерии для синхронизации определите самостоятельно.

Религиозные события в Беларуси и странах Европы середины XVI — XVIII вв.

Событие/страна Западная Европа ВКЛ Беларусь
Принятие христианства VII в. 922 г., 1005 г
Появление протестантизма XVI в. вторая половина XVI в. 153 г.
Возникновение кальвинизма 1536 г.     
30-е гг. XVI в.
1553 г.
Появление антитринитаризма преследование сторонников течения 1562—1565 гг. XVI в.
Реформация середина XVI в. XVI в.

Совпадение XVI-XVII вв.

Начало Контрреформации конец XVI в. 1569 г.
Религиозные конфликты XVI в. XVII в. XV-XVI вв.

2) Подготовьте схему или ментальную карту «Периоды конфессиональной истории Беларуси». По итогам работы составьте «визитную карточку» одного из периодов.

Реформация проходила на белорусских землях в XVI веке. Сложное положение православной церкви и поддержка властями католичества стали ее предпосылками. Особенностями Реформации в Беларуси было следующее: охват только высших кругов общества, возникновение кальвинизма и антитринитаризма. В результате были созданы высшие учебные заведения, открыты типографии, образованы протестантские сборы. В 1573 году итогом Варшавской конференции стало принятие акта о свободе вероисповедания и провозглашалось религиозное верховенство господ над своими подданными.

3) Определите, какую роль играла религия в обществе на территории Беларуси в IX—XVIII вв. Какую политику проводили великие князья литовские в отношении православной и католической конфессий?

В IX—XVIII вв. религия играла значительную роль в обществе на территории Беларуси. Она оказала влияние на государствообразующие и культурные процессы в стране. Установление христианства на белорусских землях в IX-X вв. способствовало укреплению княжеской власти и содействовало развитию феодальных отношений. На территории Беларуси распространялись письменность и образование, открывались школы и библиотеки. Христианство расширяло международные связи с развитыми европейскими странами. Конфликты между различными конфессиями в XVI-XVII вв. способствовали выработки у белорусов веротерпимости, толерантности и гуманности.

Великие князья литовские оказывали поддержку католической конфессии. Поэтому католичество приобрело статус государственной религии. Землевладельцы-католики были освобождены от выполнения некоторых государственных повинностей и получили права на владение землей. Православные феодалы таких привилегий не имели. Литовские князья их не поддерживали, поэтому положение православного населения было хуже, чем у последователей католической веры.

4) Охарактеризуйте роль иезуитов в осуществлении Контрреформации.

Иезуиты сыграли значительную роль в осуществлении Контрреформации. Они уделяли огромное внимание образованию и воспитанию молодежи. Был открыт Виленский университет, строились иезуитские коллегиумы, при которых открывались театры и библиотеки. Иезуитов приглашали шляхтичи как домашних учителей для своих детей. Орденом иезуитов также организовывались больницы, бесплатные аптеки и приюты для простых людей. Они уничтожали запрещенные папами римскими книги, закрывали протестантские школы и типографии.

5. Анализируем и размышляем

Подтвердите историческими фактами выводы.

1) Язычество сохранялось в сознании кривичей-полочан даже в XI в., когда официальной религией стало христианство.

- Археологические находки (украшения, изображения на камнях) в курганах позволяют сделать вывод, что кривичи-полочане поклонялись Змею и Громовержцу.
- Австрийский путешественник Сигизмунд Герберштейн в «Записках о Московии» писал о языческих пережитках в сознании кривичей-полочан.

2) Реформация оставила глубокий след в истории как западноевропейских государств, так и Великого Княжества Литовского.

- Появление Краковского университета, где получили образование многие деятели Реформации.
- Возникновение протестантизма как одного из направлений христианства, которое существует до настоящего времени.
- В Западной Европе под влиянием Реформации было отменено крепостное право, европейцы получили права и свободы.

3) В Речи Посполитой с середины XVII в. нарастала религиозная нетерпимость к некатоликам.

- Подвергались гонениям со стороны государства и католической церкви сторонники антитринитаризма. В 1647 году были закрыты их школы, а через год они были изгнаны из Речи Посполитой.
- Католическая церковь взяла под свой контроль образование, науку и духовную жизнь.
- В 1668 году отход от католичества приравнивался к государственному преступлению, а в 1764 году — за смену католической веры назначалась смертная казнь.
- С 1733 года православному духовенству и шляхте запрещалось занимать должности в государственных учреждениях.

6. Работаем с историческими источниками

1) Определите, с чем был не согласен канцлер Лев Сапега.

Канцлер Лев Сапега был недоволен насильственными действиями униатского епископа при обращении населения ВКЛ в свою веру. Также канцлер был не согласен с неравным отношением к другим религиозным концессиям: евреям и татарам разрешалось исповедовать мусульманскую веру, а православным запрещалось.

2) Выскажите свое личное мнение по вопросу введения униатства в ВКЛ.

Введение униатства в ВКЛ было необходимой мерой введения единой веры с целью централизации государства и унификации общественной жизни населения. Но насильственные методы навязывания униатства вызывают неодобрение.

3) Объясните причины религиозных конфликтов после заключения Берестейской унии.

После заключения Берестейской унии возникали религиозные конфликты между католиками и православными. Принятие унии было обязательным для всех православных. А православная церковь на Берестейской соборе была признана незаконной. Католики получали привилегии от государства, а православных верующих ущемляли в правах. Также принудительное насаждение униатства привело к религиозным конфликтам.

4) Определите цели создания униатской церкви со стороны православных и католиков:

- со стороны православных: достигнуть равенства православной и католической веры, получить места в сенате. 
- со стороны католиков: добиться победы над православием и распространить католицизм на белорусских землях.

5) Определите, какие внешнеполитические обстоятельства в 70—80-е гг. XVI в. стали предпосылкой для вызревания мысли о создании на территории ВКЛ униатской церкви.

После объединения Великого Княжества Литовского и Польши в единое государство — Речь Посполитую, Московское государство предъявило претензии. Оно хотело подчинения православных иерархов ВКЛ московскому патриарху и сохранения своей власть на все земли бывшей Киевской Руси. Поэтому православные и католические феодалы ВКЛ хотели создать союз в противодействии политическим и религиозным претензиям со стороны России. Именно такие внешнеполитические обстоятельства в 70—80-е гг. XVI века стали предпосылкой для вызревания мысли о создании на территории ВКЛ униатской церкви.

7. Исследуем

Проведите краеведческие исследования по одной из следующих тем.

4) Православные братства и их деятельность в конце XVI — первой половине XVII в.

Церковные православные братства на белорусских землях образовывались в конце XVI-первой половине XVII в. с целью борьбы против католичества и унии. Братства представляли собой сплоченные организации, которые владели землей и значительными денежными средствами. Они влияли на решение общегосударственных проблем и общественную жизнь белорусов. Православные братства работали в основном в городах, но постепенно распространили свою деятельность и на сельскую местность. Они открывали учебные заведения и типографии. Для преподавания и развития науки приглашали профессоров из Германии. Братства контролировали храмы и монастыри. Самые известные белорусские православные общины действовали в Могилеве, Витебске, Минске, Полоцке и Орше. Львовское и Виленское братства — самые знаменитые по защите православной веры и пропаганде национальной культуры в XVII веке. Из-за репрессий со стороны государства в конце XVII-XVIII вв. деятельность братств практически прекратилась.

8. Творческие задания

Языческие пережитки в культуре белорусов

Языческие пережитки сохранились в культуре белорусов до настоящего времени. Они проявляются в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, а также в повседневной жизни. Белорусские народные праздники берут свои корни от язычества: Коляда, Радоница, Масленица, Купалье. Люди верят в домовых, которые охраняют дом, в леших, живущих в лесах, в русалок. В современной жизни белорусы используют различные заговоры, вышивают защитные узоры на одежде, делают своими руками берегинь, рассказывают сказки о добрых и злых духах. В белорусском языке сохранились слова, связанные язычеством: Жур, Буй, Яр, Ярило, Волот, Курган. По сей день у белорусов сохранилась традиция поминать предков на кладбищах, оставляя там яства с поминального стола А писатели Ф. Богушевича, М. Богдановича и Я. Коласа в своем творчестве описывают сюжеты из языческой мифологии.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_10, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!