Обобщение 5. Раздел V
1. Работаем с учебным текстом
Составьте тезисы по одному из следующих вопросов.
1) Языческие верования восточных славян на белорусских землях
- До принятия христианства жители белорусских земель являлись язычниками.
- Вера во множество богов, которых белорусы почитали, приносили им жертвы и строили святилища.
- Самые известные боги — Перун, Велес и Ярило.
- Были распространены культы предков и животных.
- Обожествляли различные природные силы и стихии.
- Белорусы верили в существование добрых и злых сил.
2) Введение христианства на белорусских землях
- Принятие христианства в Беларуси отличалось от данного процесса на территории Киевской Руси.
- Христианизация белорусских земель прошла спокойно, постепенно, без выступлений населения в защиту язычества.
- Изначально христианство мирно сосуществовало с язычеством.
- На белорусские земли христианство проникало по греко-византийскому и западному образцу.
- Происходило формирование церковной организации: глава — митрополит, деление на епархии во главе с епископами.
- На белорусских землях образовались две епархии: Полоцкая и Туровская, которые делились на приходы.
- Основание первых монастырей в Беларуси — в XII веке около Полоцка.
3) Влияние Реформации на духовное развитие белорусских земель в ХVI — первой половине XVII в.
- Духовная жизнь белорусов активизировалась под влиянием Реформации.
- Возросла роль просвещения и книгопечатания на белорусских землях.
- Развивалась и сохранялась религиозная терпимость в обществе.
- Наблюдался рост культурного и образовательного уровня белорусов.
- Расширялись международные контакты со странами Центральной и Западной Европы.
4) Установление униатства в Беларуси в конце XVI — XVII в.
- Католическое духовенство стремилось к унии с целью подчинить православное население ВКЛ и распространить свое влияние на Восток.
- Главным теоретиком унии стал иезуит Петр Скарга.
- В 1596 году в Берестье на церковном соборе было официально оформлено униатство.
- Была создана униатская церковь.
- Большинство православных не поддержали унию, что привело к восстанию городского населения, а затем к расколу православной церкви Речи Посполитой.
- 2 периода становления униатства в Беларуси: насильственное навязывание унии (конец XVI — начало XVII вв.) и реформа униатской церкви (30-м гг. XVII в.).
- Быстрое распространение униатской церкви в Беларуси поддерживала власть.
- К концу XVII века население Беларуси полностью придерживало униатство.
2. Работаем с понятиями
Дайте объяснение понятиям:
Язычество — вера во множество природных богов и поклонение им.
Диссиденты — верующие-христиане, которые не придерживались господствующего вероисповедания.
Протестантизм — одно из основных направлений в христианстве, приверженцы которого не согласны с католическими принципами богослужения и определенными вопросами теологии.
Реформация — религиозное и общественно-политическое движение ХVI-начала XVII в., выступающее за реформирование католической церкви.
Кальвинизм — одно из крупнейших течений протестантизма, созданное французским проповедником Жаном Кальвином.
Антитринитаризм — течение в протестантизме, сторонники которого отрицают догмат о триединстве Бога.
Униатство — церковное течение, которое основано на союзе различных христианских церковных организаций.
Православные братства — добровольное объединение православных мирян, функцией которого является забота о храме, просветительская, образовательная, благотворительная деятельность.
Пантеон — группа богов, которые принадлежат одной религии или мифологии.
Идол — предмет поклонения.
Святилище — священное место для поклонения богам и проведения культов.
Христианство — одна из самых распространенных мировых религий, в основе которой лежит вера в Иисуса Христа как Спасителя и Богочеловека.
Двоеверие — переплетение старых и новых религиозных традиций.
Контрреформация — религиозно-политическое движение, целью которого было восстановление позиций, утраченных католичеством во время Реформации.
Иезуиты — члены католического монашеского ордена Общества Иисуса.
Разделите приведенные понятия по группам. Добавьте к ним имена исторических
деятелей, имевших отношение к этим понятиям. Дайте общее название каждой
объединенной группе понятий и исторических деятелей.
Язычество: пантеон, идол, святилища; князь Владимир.
Христианство: двоеверие, православные братства; князь Миндовг, епископы Мин и Фома.
Реформация: протестантизм, кальвинизм, антитринитаризм; Сымон Будный, Лаврентий Крышковский, Пётр из Гонёндза, Николай Радзивилл Черный.
Контрреформация: иезуиты, диссиденты, униатство; Валериан Протасевич, Петр Скарга.
3. Работаем с картосхемой
1) При помощи геоинформационных сервисов (например, Google Maps, myHistro, Tour Builder, StoryMap JS и др.) подготовьте картосхему «Памятники культовой архитектуры середины XVI — XVIII в.». К каждому памятнику архитектуры добавьте его изображение или фотографию, составьте описание.
Картосхема в StoryMap JS: https://uploads.knightlab.com/storymapjs/7320bbeabfc4928d310664316f78a36c/pamiatniki-kultovoi-arkhitektury-serediny-xvi-xviii-v/index.html
2) Подготовьте картосхему, на которой укажите все места, где происходили события конфессиональной истории Беларуси.
4. Систематизируем знания
1) Заполните синхроническую таблицу важнейших событий в религиозной истории Беларуси и стран Европы середины XVI — XVIII в. Страны и критерии для синхронизации определите самостоятельно.
Религиозные события в Беларуси и странах Европы середины XVI — XVIII вв.
Событие/страна | Западная Европа | ВКЛ | Беларусь |
Принятие христианства | VII в. | — | 922 г., 1005 г |
Появление протестантизма | XVI в. | вторая половина XVI в. | 153 г. |
Возникновение кальвинизма | 1536 г. | 30-е гг. XVI в. |
1553 г. |
Появление антитринитаризма | преследование сторонников течения | 1562—1565 гг. | XVI в. |
Реформация | середина XVI в. | XVI в. |
Совпадение XVI-XVII вв. |
Начало Контрреформации | конец XVI в. | 1569 г. | — |
Религиозные конфликты | XVI в. | XVII в. | XV-XVI вв. |
2) Подготовьте схему или ментальную карту «Периоды конфессиональной истории Беларуси». По итогам работы составьте «визитную карточку» одного из периодов.
Реформация проходила на белорусских землях в XVI веке. Сложное положение православной церкви и поддержка властями католичества стали ее предпосылками. Особенностями Реформации в Беларуси было следующее: охват только высших кругов общества, возникновение кальвинизма и антитринитаризма. В результате были созданы высшие учебные заведения, открыты типографии, образованы протестантские сборы. В 1573 году итогом Варшавской конференции стало принятие акта о свободе вероисповедания и провозглашалось религиозное верховенство господ над своими подданными.
3) Определите, какую роль играла религия в обществе на территории Беларуси в IX—XVIII вв. Какую политику проводили великие князья литовские в отношении православной и католической конфессий?
В IX—XVIII вв. религия играла значительную роль в обществе на территории Беларуси. Она оказала влияние на государствообразующие и культурные процессы в стране. Установление христианства на белорусских землях в IX-X вв. способствовало укреплению княжеской власти и содействовало развитию феодальных отношений. На территории Беларуси распространялись письменность и образование, открывались школы и библиотеки. Христианство расширяло международные связи с развитыми европейскими странами. Конфликты между различными конфессиями в XVI-XVII вв. способствовали выработки у белорусов веротерпимости, толерантности и гуманности.
Великие князья литовские оказывали поддержку католической конфессии. Поэтому католичество приобрело статус государственной религии. Землевладельцы-католики были освобождены от выполнения некоторых государственных повинностей и получили права на владение землей. Православные феодалы таких привилегий не имели. Литовские князья их не поддерживали, поэтому положение православного населения было хуже, чем у последователей католической веры.
4) Охарактеризуйте роль иезуитов в осуществлении Контрреформации.
Иезуиты сыграли значительную роль в осуществлении Контрреформации. Они уделяли огромное внимание образованию и воспитанию молодежи. Был открыт Виленский университет, строились иезуитские коллегиумы, при которых открывались театры и библиотеки. Иезуитов приглашали шляхтичи как домашних учителей для своих детей. Орденом иезуитов также организовывались больницы, бесплатные аптеки и приюты для простых людей. Они уничтожали запрещенные папами римскими книги, закрывали протестантские школы и типографии.
5. Анализируем и размышляем
Подтвердите историческими фактами выводы.
1) Язычество сохранялось в сознании кривичей-полочан даже в XI в., когда официальной религией стало христианство.
- Археологические находки (украшения, изображения на камнях) в курганах позволяют сделать вывод, что кривичи-полочане поклонялись Змею и Громовержцу.
- Австрийский путешественник Сигизмунд Герберштейн в «Записках о Московии» писал о языческих пережитках в сознании кривичей-полочан.
2) Реформация оставила глубокий след в истории как западноевропейских государств, так и Великого Княжества Литовского.
- Появление Краковского университета, где получили образование многие деятели Реформации.
- Возникновение протестантизма как одного из направлений христианства, которое существует до настоящего времени.
- В Западной Европе под влиянием Реформации было отменено крепостное право, европейцы получили права и свободы.
3) В Речи Посполитой с середины XVII в. нарастала религиозная нетерпимость к некатоликам.
- Подвергались гонениям со стороны государства и католической церкви сторонники антитринитаризма. В 1647 году были закрыты их школы, а через год они были изгнаны из Речи Посполитой.
- Католическая церковь взяла под свой контроль образование, науку и духовную жизнь.
- В 1668 году отход от католичества приравнивался к государственному преступлению, а в 1764 году — за смену католической веры назначалась смертная казнь.
- С 1733 года православному духовенству и шляхте запрещалось занимать должности в государственных учреждениях.
6. Работаем с историческими источниками
1) Определите, с чем был не согласен канцлер Лев Сапега.
Канцлер Лев Сапега был недоволен насильственными действиями униатского епископа при обращении населения ВКЛ в свою веру. Также канцлер был не согласен с неравным отношением к другим религиозным концессиям: евреям и татарам разрешалось исповедовать мусульманскую веру, а православным запрещалось.
2) Выскажите свое личное мнение по вопросу введения униатства в ВКЛ.
Введение униатства в ВКЛ было необходимой мерой введения единой веры с целью централизации государства и унификации общественной жизни населения. Но насильственные методы навязывания униатства вызывают неодобрение.
3) Объясните причины религиозных конфликтов после заключения Берестейской унии.
После заключения Берестейской унии возникали религиозные конфликты между католиками и православными. Принятие унии было обязательным для всех православных. А православная церковь на Берестейской соборе была признана незаконной. Католики получали привилегии от государства, а православных верующих ущемляли в правах. Также принудительное насаждение униатства привело к религиозным конфликтам.
4) Определите цели создания униатской церкви со стороны православных и католиков:
- со стороны православных: достигнуть равенства православной и католической веры, получить места в сенате.
- со стороны католиков: добиться победы над православием и распространить католицизм на белорусских землях.
5) Определите, какие внешнеполитические обстоятельства в 70—80-е гг. XVI в. стали предпосылкой для вызревания мысли о создании на территории ВКЛ униатской церкви.
После объединения Великого Княжества Литовского и Польши в единое государство — Речь Посполитую, Московское государство предъявило претензии. Оно хотело подчинения православных иерархов ВКЛ московскому патриарху и сохранения своей власть на все земли бывшей Киевской Руси. Поэтому православные и католические феодалы ВКЛ хотели создать союз в противодействии политическим и религиозным претензиям со стороны России. Именно такие внешнеполитические обстоятельства в 70—80-е гг. XVI века стали предпосылкой для вызревания мысли о создании на территории ВКЛ униатской церкви.
7. Исследуем
Проведите краеведческие исследования по одной из следующих тем.
4) Православные братства и их деятельность в конце XVI — первой половине XVII в.
Церковные православные братства на белорусских землях образовывались в конце XVI-первой половине XVII в. с целью борьбы против католичества и унии. Братства представляли собой сплоченные организации, которые владели землей и значительными денежными средствами. Они влияли на решение общегосударственных проблем и общественную жизнь белорусов. Православные братства работали в основном в городах, но постепенно распространили свою деятельность и на сельскую местность. Они открывали учебные заведения и типографии. Для преподавания и развития науки приглашали профессоров из Германии. Братства контролировали храмы и монастыри. Самые известные белорусские православные общины действовали в Могилеве, Витебске, Минске, Полоцке и Орше. Львовское и Виленское братства — самые знаменитые по защите православной веры и пропаганде национальной культуры в XVII веке. Из-за репрессий со стороны государства в конце XVII-XVIII вв. деятельность братств практически прекратилась.
8. Творческие задания
Языческие пережитки в культуре белорусов
Языческие пережитки сохранились в культуре белорусов до настоящего времени. Они проявляются в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, а также в повседневной жизни. Белорусские народные праздники берут свои корни от язычества: Коляда, Радоница, Масленица, Купалье. Люди верят в домовых, которые охраняют дом, в леших, живущих в лесах, в русалок. В современной жизни белорусы используют различные заговоры, вышивают защитные узоры на одежде, делают своими руками берегинь, рассказывают сказки о добрых и злых духах. В белорусском языке сохранились слова, связанные язычеством: Жур, Буй, Яр, Ярило, Волот, Курган. По сей день у белорусов сохранилась традиция поминать предков на кладбищах, оставляя там яства с поминального стола А писатели Ф. Богушевича, М. Богдановича и Я. Коласа в своем творчестве описывают сюжеты из языческой мифологии.