§ 26. Влияние Просвещения на развитие культуры Беларуси

1. На какие проблемы обратили внимание представители общественно-политической мысли во второй половине XVII — XVIII в.? Используйте для ответа таблицу «Представители общественно-политической мысли ВКЛ и их главные идеи». Составьте ментальную карту.

Проблемы:

- освобождение общества из-под контроля государства;
- сарматская культура шляхты замедляла развитие государства;
- переосмысление роли простого человека;
- критика политического строя Речи Посполитой (необходимость сильной централизованной власти, всевластие магнатов);
- неэффективное использование земли;
- крепостное право;
- преодоление отсталости страны.

Ментальная карта:

2. Определите особенности развития искусства и архитектуры во второй половине XVIII в.

Особенности развития искусства и архитектуры:

- продолжала развиваться церковная архитектура в стиле барокко;
- появление светской архитектуры, в которой преобладал стиль загородных резиденций;
- создание дворцово-парковых ансамблей в стиле классицизма (Гомель, Воложин, Ружаны, Слоним, Деречин);
- в изобразительном искусстве получили развитие портретный жанр и монументальная живопись;
- сохранялись традиции иконописи, но иконы стали создавать на холсте, а не только на дереве;
- приближение к основным западноевропейским художественным стилям.

3. Почему образование стало двигателем политических идей и культурных изменений в Речи Посполитой второй половины XVIII в.?

Образование стало двигателем политических идей и культурных изменений в Речи Посполитой второй половины XVIII века, так как на основе европейских ценностей эпохи Просвещения начало формироваться новое общество. Оно распространяло научные знания, помогало внедрять новые технологии во всех сферах жизни общества. Профессионально образование стало доступно для всех слоев населения, что повышало уровень грамотности в стране и качество жизни населения.

4. Какие направления науки начали развиваться в Беларуси в эпоху Просвещения и почему?

В Беларуси в эпоху Просвещения начали развиваться естественные, экономические и гуманитарные науки. Они способствовали развитию международных и внутренних экономических связей, распространяли идеи западноевропейской науки, а также ослаблял религиозное влияние.

5. Определите основные идеи и особенности эпохи Просвещения в ВКЛ. Постройте схему, гекс или ментальную карту.

6. Подготовьте инфографику, посвященную одному из деятелей эпохи Просвещения.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_10, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!