§ 32. Духовная жизнь и культура цивилизаций Востока
1. Назовите причины проведения религиозной реформы в Индии.
Причины:
- расширение власти Акбара;
- распространение образования среди местных жителей.
2. Составьте таблицу, характеризующую религии стран Востока в Новое время, по плану: а) название, б) время зарождения, в) территория распространения, г) основная идея. При необходимости используйте дополнительные источники информации. Были ли общие идеи в этих религиях?
Название | Время зарождения | Территория распространения | Основная идея |
Дин-и-илахи | 1542-1605 гг., во время правления Акбара |
Империя Великих моголов (Индия, часть Китая, Пакистан, Афганистан) |
Сочетание элементов ислама, индуизма и зороастризма. Осуждение гордыни и похоти, поощрение доброты, благоразумия и воздержания. Запрет умерщвления животных. Объект поклонения — солнце и огонь |
Конфуцианство | Период династий Мин и Цин | Китай, Япония, корейское государство Чосон |
Государственные интересы преобладали над личными Проповедь почитания старших, покорности и послушания Поддержание смирения, ценность умеренности и экономии Большое значение образования |
Буддизм | VI в. до н.э. | Юго-Восточная Азия (Китай, Монголия, Вьетнам, Корея) |
Проповедь бренности человеческой жизни Учение о 4 истинах: жизнь есть страдание и как их прекратить (восьмеричный путь: правильные взгляды, питание, действия) |
Синтоизм | VII-VIII вв. | Япония |
Вера в существование множества богов и духов Культ умерших предков и культ природы Утверждение божественности происхождения императора |
Общие идеи в этих религиях: покорность, смирение и уважение к правителям.
3. Сравните системы образования в разных странах Востока. В чем заключались различия? Чем они были вызваны?
В Османской империи образование находилось в ведении религиозной общины, поэтому систему образования определял ислам. При мечетях существовали высшие учебные заведения, где обучали будущих чиновников и различных специалистов.
В Китае существовала система государственных экзаменов, сдавшие который имели право занять государственную должность. Подготовка к экзаменам велась платно в имперских академиях. Существовали бесплатные провинциальные частные академии, которые не готовили к сдаче экзаменов.
В Японии открывались школы для самураев. Они изучали арифметику, каллиграфию и конфуцианские работы на китайском языке. Со второй половины XVIII века школы стали создавать для детей простых людей. При буддийских храмах действовали школы, где учили арифметике, письму и чтению.
Различия в обучении в этих странах были вызваны местными традициями и религией, которая господствовала в государства.
4. Назовите различия в отношении к изобразительному искусству в Османской империи и других странах Азии. С чем они связаны?
В Османской империи изобразительное искусство не развивалось, так как исламская религия запрещала изображать людей. В Восточной Азии изобразительное искусство высоко ценилось. Оно активно развивалось в традициях государств Востока и находилось под покровительством правителей.
5. Какие изменения произошли в искусстве Восточной Азии в Новое время?
Произошли следующие изменения: стремление к реализму, переход от элитарного искусства к народному, разработка национальных форм и жанров в живописи и литературе, активное развитие книгопечатания.
6. Охарактеризуйте развитие литературы Японии и Китая в Новое время.
Политика изоляции в Восточной Азии содействовала развитию литературы в Японии и Китае. В Японии основным жанром периода Токугава был жанр хайку — описание времен года или времени суток. Самый знаменитый японский поэт в данном стиле — Мацуо Басё. В Китае развивалась традиционная литература, которая брала за основу произведения древних и средневековых авторов. Пример: знаменитое произведение Пу Сунлина «Описание чудесного из кабинета Ляо» — сборник из 431 новеллы, которые содержат рассказы о сверхъестественных существах. Самый известный в Китае сказочный персонаж — лиса-оборотень, которая принимает облик красивой женщины.
7. Какое значение для развития литературы в Восточной Азии имело книгопечатание?
Книгопечатание оказало огромное значение для развития литературы в Восточной Азии. Оно помогло в распространении новых идей в восточных государствах, а также становлении новых литературных форм.
8. Напишите стихотворение в жанре хайку о любой поре года.
Жанр хайку — национальная японская форма поэзии, которая просто и образно изображает природу и человека в их единстве.