§ 29. Славянские народы в XVI–XVIII вв.
1. Назовите причины кризиса Речи Посполитой и ее разделов. Как вы думаете, могло ли это государство избежать такой судьбы?
Причины кризиса:
- проживание в стране разных народностей, отличавшихся по своему развитию;
- стремление польской шляхты расширить свое влияние на земли Великого Княжества Литовского;
- период бескоролевья (1574–1576 гг.);
- войны Речи Посполитой с Османской империей, Россией и Швецией, которые она вела на протяжении XVI–XVIII столетий;
- недовольство общества, которое выражалось в восстаниях;
- кризис государственной власти в Речи Посполитой с середины XVII века (ослабление королевской роли, рост влияния магнатских групп);
- усиление соседних России и Пруссии.
Разделы Речи Посполитой невозможно было избежать, так как государство образовалось как конфедерация, в стране проживали различные народы со своей культурой, традициями и религией. Внутренняя политика короля встречала недовольства населения, также осложняли ситуацию продолжительные войны с соседними странами.
2. Объясните, почему Речь Посполитая воспринималась поляками как исключительно польское государство, несмотря на то что ВКЛ сохраняло в ее составе значительную самостоятельность.
К началу XVI века в Польском Королевстве наблюдалась сословно-представительная монархия. В Великом Княжестве Литовском шляхта не участвовала в управлении государством, что привлекало польскую шляхту. Затянувшаяся Ливонская война подтолкнула эти две страны объединиться. Было создано единое государство (Речь Посполитая) по договору, подписанному на Люблинском сейме в 1569 году. Польская шляхта считала, что в результате подписания данного договора произошло присоединение земель ВКЛ к Польскому Королевству. Но по факту Речь Посполитая стала федеративным государством, так как Великое Княжество Литовское сохранило собственные законодательство, суд, армию и казну. Но в дальнейшем, несмотря на факты, в польском сознании Речь Посполитая стала считаться исключительно польским государством.
3. Охарактеризуйте политику Османской империи в отношении славянских земель, вошедших в ее состав.
Османская империя проводила жестокую политику в отношении славянских земель, вошедших в ее состав. Южные славяне, которые оказались под ее властью, подвергались дискриминации: уничтожались славянские памятники письменности, были запрещены культурные традиции, славянам навязывали ислам. Славянское население ограничивалось в правах, платило налоги более высокие, чем местные жители. Например, мальчиков из христианских семей воспитывали как профессиональных воинов — янычар.
4. Чем отличалось положение славянских народов в составе империи Габсбургов от положения славян в составе Османской империи?
Положение славянских народов в составе империи Габсбургов отличалось от положения славян в составе Османской империи. Южные славяне проживали на территории, где была создана полоса укреплений от нападения турков-османов. Славяне несли военную службу, получали земельные наделы, у них существовало самоуправление. А после проведения различных реформ Марией Терезией и Иосифом II славянские земли были интегрированы в общеимперскую систему. Повысился интерес к славянской истории и традициям.
5. Как вы считаете, почему в эпоху Просвещения у славянских народов появился интерес к своему прошлому и традициям? Каким образом это отразилось на развитии культуры?
В эпоху Просвещения у славянских народов появился интерес к своим традициям, прошлому и культуре. Реформы XVIII столетия способствовали росту интереса славян к своей культуре, традициям, устному народному творчеству. Все это стало основой национального возрождения славянских народов. Опираясь на православную церковь, славяне объединились и противостояли Османской империи. Деятельность протестантов способствовала повышению культурного уровня славянского населения. Они создавали школы, издавали литературу на славянском языке. Видными деятелями культуры были словенец Примож Трубар, чех Ян Амос Коменский.
6. Подготовьте лэпбук для учащихся 7-го класса по вопросу учебного материала на выбор.
Лэпбук — особая организация учебного материала на определенную тему. Состоит из папки, на которой располагаются кармашки, окошки, книжки-раскладушки и другие детали с наглядной информацией по теме.