§ 30. Природный комплекс

1. Самопроверка: знаете ли вы?

1. Какие компоненты живой и неживой природы образуют природный комплекс?

Воздух, вода, растения, животные, горные породы, почва.

2. Какие круговороты связывают природные компоненты между собой?

Круговорот воды, круговорот углерода и кислорода, биологический круговорот.

3. Почему природные комплексы закономерно сменяются по широтам?

Так они образуются благодаря зональным факторам (температура).

4. Какие природные комплексы есть в разных тепловых поясах?

В тепловом поясе мороза распространены арктические пустыни с бедным органическим.

В холодном поясе господствуют болотные комплексы.

В умеренном и жарком тепловых поясах широкое распространение получили лесные природные комплексы.

Богатейшим природным комплексом планеты являются влажные экваториальные леса.

5. Какие вы знаете особо охраняемые природные территории в Республике Беларусь?

Беловежская пуща, НП «Браславские озера», Нарочанский национальный парк.

2. Практикум

1. Представьте, что вы работаете в зоопарке. По программе обмена к вам привезут новых животных: тетерева, бизона, кенгуру, бурого медведя, ламу, шимпанзе, белку, скунса, овцебыка, рысь, анаконду, тигра и зебру. Используя карту, выберите среди них представителей других материков.

Бизон, кенгуру, лама, шимпанзе, скунс, анаконда, зебра.

2. Используя текст § 29, 30 и карты, заполните таблицу «Основные природные комплексы Земли».

Тепловые пояса Природные комплексы Типы почв Животные Растения

Пояс мороза

Арктические пустыни Арктические Морж, тюлень, песец, белый медведь, лемминг, северный олень Лишайники и мхи

Холодный пояс

Тундра Тундрово-глеевые Северные олени, лисицы, песцы, снежные бараны, волки, лемминги и зайцы-беляки Лишайники и мхи, осоки, полярные маки, княженика, голубика, морошка, карликовая береза
Умеренный пояс Хвойные леса Подзолистые Лиса, лось, дятел, рысь, олень, бурый медведь, росомаха, ястреб, заяц Ель, кедр, сосна, пихта, мхи, малые кустарники

Умеренный пояс

Широколиственные леса Бурые лесные Дикий кабан, олени, лось, косуля, зубр, лесная белка, бурундук, бобр, рыжая полёвка, желтогорлая мышь, сони, заяц-беляк, заяц-русак, обыкновенный ёж, лесная кошка, рысь, лисица, волк, бурый медведь, барсук, горностай, лесная куница, ласка, норка, рябчик, тетерев-косач, глухарь, уж, гадюка, эскулапов полоз Бук и дуб, граб, липа, ясень, вяз, клён, лещина, полевой и татарский клёны, черёмуха, бересклеты

Умеренный пояс

Степи Чернозёмы, каштановые Антилопа, суслики, сурки, тушканчики, кенгуровые крысы, степной орёл, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки Ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец, солянка

Жаркий пояс

Пустыни Серозёмы Большая песчанка, ящерицы круглоголовки, пауки, скорпионы, антилопы Саксаул, джузгун, эфедра, солянка, полынь, лебеда, прутняк, тамарикс
Жаркий пояс Саванны Красно-бурые, красно-коричневые Жирафы, зебры, антилопы гну, слоны и носороги, львы, гепарды, леопарды Баобаб, бермудская трава, слоновая трава, акация кручёная

Жаркий пояс

Влажные экваториальные леса Красные и желтые ферраллитные Ягуары, слоны, анаконда, турако, колибри, мартышки, ревуны, орангутанг, ленивцы Дерево какао, бразильская гевея, банановое дерево, кофейное дерево, масличная пальма, цедрела душистая, сейба

3. Давайте обсудим

Какой компонент природы вашей местности более других нуждается в охране? Какие меры для его сохранения вы могли бы предложить?

Леса

Меры сохранения: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения; ограничение вырубки; запрет сплошных рубок; обязательная высадка деревьев вместо срубленных.

4. Приглашаем к творчеству

Подготовьте презентацию по выбору на тему «Разнообразие растительного и животного мира природного комплекса (влажных экваториальных лесов, саванн, пустынь и т. д.)».

Скачать презентацию: Raznoobrazie_rastitelnogo_i_zhivotnogo_mira_shirokolistvennykh_lesov.pptx

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_6, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!