§ 28. Биосфера — живая оболочка Земли
1. Самопроверка: знаете ли вы?
1. Когда на Земле зародилась жизнь?
Жизнь на Земле зародилась не позднее 3,8 млрд лет тому назад.
2. Где проходит верхняя и нижняя граница биосферы?
Верхняя граница биосферы условно проводится по озоновому слою. За нижнюю границу принимается верхний слой земной коры до глубины 3—4 км на суше и 1—2 км на дне океанов.
3. Каково разнообразие и область обитания представителей разных царств живых организмов?
Живые организмы распространены по всей планете и очень разнообразны.
Бактерии — мельчайшие, самые распространенные в биосфере организмы.
Протисты (водоросли, амебы и другие организмы) обитают преимущественно в пресных и соленых водоемах, почве.
Грибы — низшие организмы, лишенные хлорофилла. Отличаются высоким разнообразием.
Растения — разнообразные по форме, величине и строению неподвижные живые организмы. Растений насчитывается более 500 тыс. видов. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, хвойные и цветковые растения произрастают в основном на суше.
Животные. Число видов животных (1,5 млн) больше, чем растений, но по общей массе растения в сотни раз превосходят массу животных. На суше обитает 92 % животных, а в воде — только 8 %. Самыми многочисленными из них являются насекомые. Животные неравномерно распределены по земному шару: большинство обитает на поверхности суши, в почве и на небольшой глубине в водоемах и океанах.
4. Какую роль играют зеленые растения в атмосфере и гидросфере?
Растения играют огромную роль в поддержании газового режима атмосферы, обогащают атмосферу кислородом. Его основными поставщиками являются синезеленые водоросли Мирового океана и вечнозеленые, хвойные и листопадные леса суши. Зеленые растения, используя углекислый газ и воду, на свету производят органическое вещество, которое в свою очередь потребляется животными.
Водные организмы извлекают из воды и накапливают химические элементы:
диатомовые водоросли — кремний.
5. Какое влияние оказывают живые организмы на литосферу?
Они создают новые формы рельефа, разрушают имеющиеся (биологическое выветривание).
2. Практикум
1. В кружке «Школа юных натуралистов» создают стенд с изображениями живых организмов планеты. Распределите их представителей по царствам: окунь, ласточка, мать-и-мачеха, дрожжи, ясень, дождевой червь, водоросли, жук-олень, боровик, ягель, лактобактерии, амеба, коралл.
Бактерии: лактобактерии
Протисты: амеба
Грибы: дрожжи, боровик ягель
Животные: окунь, ласточка, дождевой червь, жук-олень коралл
Растения: мать-и-мачеха, ясень, водоросли
3. Давайте обсудим
1. Как вы думаете, почему животные появились на планете позже растений?
Так как им требуется больше условий для выживания.
2. Почему наибольшее скопление живых организмов сосредоточено на стыке земных оболочек, в так называемой «пленке жизни»?
Так как там самые благоприятные условия.
4. Приглашаем к творчеству
1. Составьте кроссворд на тему «Животные и растения рекордсмены».
1. Самое вонючее растение в мире
2. Крупнейшая змея в мире
3. Самое крупное сухопутное животное
4. Самое высокое дерево
5. Самая большая птица
6. Самое высокое животное
7. Самое аскетичное растение
8. Самое быстрое наземное млекопитающее
9. Самое раскидистое растение
10. Самая маленькая птица
11. Самое быстрорастущее растение
2. Подготовьте презентацию на тему «Вымершие животные планеты».
Скачать презентацию: Vymershie_zhivotnye_planety_28.pptx