§ 25. Питание и режим рек. Влияние текучих вод на рельеф

1. Самопроверка: знаете ли вы?

1. Какие выделяют типы питания реки?

Снеговое, дождевое, ледниковое, подземное, смешанное.

2. Чем отличается половодье от паводка?

В отличие от половодья паводки возникают нерегулярно в результате ливневых осадков.

3. Какую работу производит река?

Реки проделывают значительную работу по преобразованию рельефа. Водный поток реки разрушает породы на дне, создавая и углубляя свое русло, размывает склоны речной долины, формируя пойму и террасы. Этот процесс получил название речной эрозии. Выходя на равнину, река замедляет свое течение и начинает петлять — меандрировать, врезаясь в коренные берега.

Река переносит и откладывает ниже по течению твердый материал — аллювий.

4. Что такое меандрирование реки?

Это процесс возникновения извилистого (меандрирующего) русла реки.

5. Как образуются овраги?

Временные водотоки, возникающие после ливней или таяния снега, размывают почву и подстилающие ее породы. Образовавшаяся небольшая рытвина постепенно расширяется и углубляется, превращаясь в овраг.

6. Какие формы рельефа образуются при карсте?

Карстовые пещеры, воронки, колодцы.

7. Как возникает оползень?

Грунтовые воды могут вызывать неблагоприятные природные явления, например, оползень — отрыв и смещение вниз по склону горных пород. Это явление возникает на крутых склонах, сложенных чередующимися водоносными и водоупорными слоями. Если грунтовые воды наполняют водоносный горизонт, то начинается скольжение горных пород к подножию склона по поверхности водоупорного слоя.

2. Практикум

1. Выполняя домашнее задание по географии, в котором нужно было привести примеры рек с дождевым питанием, Дима выбрал следующие: Конго, Волга, Муррей, Енисей, Амазонка, Миссисипи. Справился ли Дима с заданием или допустил ошибки?

Волга (преимущественно снеговое и подземное), Енисей (смешанное с преобладанием снегового), Амазонка (в верховья реки большую роль играет снеговое и ледниковое питание), Миссисипи (питание смешанное снего-дождевое).

2. Выберите лишнее и объясните:
а) наводнение, межень, половодье, паводок;
б) ледостав, ледоход, полынья, речная эрозия;
в) карстовая воронка, овраг, оползень, карстовая пещера.

А) наводнение, так как не является фазой режима реки;
Б) речная эрозия, так как остальное это фазы замерзающих рек;
В) овраг, так как он образуется в результате действия поверхностных вод, а не подземных (как у остальных вариантов).

3. Для реки вашей местности заполните таблицу «Питание реки»: запишите тип ее питания в разные сезоны года.

Сезон года \ Питание реки Весна Лето Осень Зима
Неман Снего-дождевое Дождевое Дождевое Снеговое
Западная Двина Снего-дождевое Дождевое Снего-дождевое Снеговое
Свислочь Снего-дождевое Дождевое Снего-дождевое Снеговое
Припять Снего-дождевое Дождевое Снего-дождевое Снеговое

3. Давайте обсудим

Какие регионы земного шара наиболее подвержены наводнениям? Какие существуют способы защиты от наводнений?

Китай (долина р. Хуанхэ), США, Индия, Россия (Краснодарский край), Бангладеш.

Наиболее эффективный способ борьбы с наводнениями на реках — регулирование речного стока путём создания водохранилищ. Они выравнивают сток реки, делая его больше летом и меньше весной, чем в его отсутствие. Для борьбы с наводнениями на морском берегу используются оградительные дамбы. Ещё одним способом борьбы с наводнениями является углубление перекатов и других мелей. Для защиты от наводнений при таянии льда на реках чаще всего применяют динамит (или иное взрывчатое вещество), взрываемый в определённых местах реки, который, уничтожая торосы, даёт возможность воде течь свободно и направить её по нужному направлению.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К НАВОДНЕНИЮ

Если Ваш район часто страдает от наводнений, изучите и запомните границы возможного затопления, а также возвышенные, редко затапливаемые места, расположенные в непосредственной близости от мест проживания, кратчайшие пути движения к ним. Ознакомьте членов семьи с правилами поведения при организованной и индивидуальной эвакуации, а также в случае внезапно и бурно развивающегося наводнения. Запомните места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления. Заранее составьте перечень документов, имущества и медикаментов, вывозимых при эвакуации. Уложите в специальный чемодан или рюкзак ценности, необходимые теплые вещи, запас продуктов, воды и медикаменты.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ НАВОДНЕНИЯ

По сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации безотлагательно, в установленном порядке выходите (выезжайте) из опасной зоны возможного катастрофического затопления в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности, захватив с собой документы, ценности, необходимые вещи и двухсуточный запас непортящихся продуктов питания. В конечном пункте эвакуации зарегистрируйтесь.

Перед уходом из дома выключите электричество и газ, погасите огонь в отопительных печах, закрепите все плавучие предметы, находящиеся вне зданий, или разместите их в подсобных помещениях. Если позволяет время, ценные домашние вещи переместите на верхние этажи или на чердак жилого дома. Закройте окна и двери, при необходимости и наличии времени забейте снаружи досками (щитами) окна и двери первых этажей. При отсутствии организованной эвакуации, до прибытия помощи или спада воды, находитесь на верхних этажах и крышах зданий, на деревьях или других возвышающихся предметах. При этом постоянно подавайте сигнал бедствия: днем – вывешиванием или размахиванием хорошо видимым полотнищем, подбитым к древку, а в темное время – световым сигналом и периодически голосом. При подходе спасателей спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности, переходите в плавательное средство. При этом неукоснительно соблюдайте требования спасателей, не допускайте перегрузки плавсредств. Во время движения не покидайте установленных мест, не садитесь на борта, строго выполняйте требования экипажа. Самостоятельно выбираться из затопленного района рекомендуется только при наличии таких серьезных причин, как необходимость оказания медицинской помощи пострадавшим, продолжающийся подъем уровня воды при угрозе затопления верхних этажей (чердака). При этом необходимо иметь надежное плавательное средство и знать направление движения. В ходе самостоятельного выдвижения не прекращайте подавать сигнал бедствия.

Оказывайте помощь людям, плывущим в воде и утопающим.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ НАВОДНЕНИЯ

Перед тем, как войти в здание проверьте, не угрожает ли оно обрушением или падением какого-либо предмета. Проветрите здание (для удаления накопившихся газов). Не включайте электроосвещение, не пользуйтесь источниками открытого огня, не зажигайте спичек до полного проветривания помещения и проверки исправности системы газоснабжения. Проверьте исправность электропроводки, трубопроводов газоснабжения, водопровода и канализации. Не пользуйтесь ими до тех пор, пока не убедитесь в их исправности с помощью специалистов. Для просушивания помещений откройте все двери и окна, уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов. Не употребляйте пищевые продукты, которые были в контакте с водой. Организуйте очистку колодцев от нанесенной грязи и удалите из них воду.

4. Приглашаем к творчеству

1. Вспомните, в каких художественных произведениях герои переживают наводнение, сплавляются по реке, исследуют карстовую пещеру или плывут на льдине.

"Приключения Тома Сойера", «Пещера» Замятина Е.И., "Река играет" В. Г. Короленко, "На льдине" Александр Лысенко.

2. Создайте коллаж на тему «Один год из жизни реки».