Обобщение 6. Раздел VI

1. Дайте краткую характеристику экономического развития СССР в указанные периоды. Заполните таблицу в тетради.

1945—1953 гг.

Тяжелое экономическое положение СССР после окончания Великой Отечественной войны.

Построены новые и восстановлены старые крупные промышленные предприятия.

Особый упор был сделан на тяжелое машиностроение, сталелитейную и угольную промышленности.

Развивались науки, технологии и вооружения.

Уровень промышленного производства в 1950 году превысил довоенный на 73%.

1953—1964 гг.

Строительство предприятий легкой промышленности.

Рост государственных закупочных цен на сельхозпродукцию.

Ликвидация машинно-тракторных станций, техника передавалась в ведение колхозов.

Отмена налога на личное подсобное хозяйство.

Проведение программы освоения целины — плодородных нераспаханных земель Казахстана. Кризис сельского хозяйства из-за нерационального посева кукурузы вместо зерновых, зерно стали закупать за границей.

1964—1985 гг.

Середина 1960-х гг. — кризис сельского хозяйства.

Экономические реформы А. Косыгина (1965 г.):

- ликвидация Совнархозов и восстановление отраслевого управления;
- расширение экономической самостоятельности предприятий;
- улучшение качества товаров;
- стимулирование труда;
- повышение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства;
- увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.

Результаты реформ:

- увеличились среднегодовые темпы экономического роста;
- построены около 2 тысяч предприятий;
- появились научно-производственные объединения.

1985 — конец 1990-х гг.  

Цель — ускорение научно-технического прогресса и достижение мирового уровня производительности труда.

«Перестройка» — экономические реформы: предприятия были переведены на хозрасчет, им дана самостоятельность.

Попытки перехода на рыночную экономику.

Вложение значительных средств в развитие машиностроения.

Сохранение старых административных методов управления.

2000-е гг.

Сырьевая ориентация российской экономики.

Стабильный экономический рост.

Погашение советских и российских долгов.

Проведение банковской, налоговой и пенсионной реформ.

Установление контроля над крупными нефте- и газодобывающими компаниями.

Рост иностранных инвестиций.

2. Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод о характере развития советской экономики.

По данным таблицы можно сделать вывод, что в период с 1940 по 1986 годы в СССР наблюдается ежегодное увеличение производства товаров промышленного производства и уменьшение потребительских товаров. Таким образом, можно говорить о развитии тяжелой промышленности в советской экономике и недостаточном развитии легкой промышленности, вследствие чего в СССР существовала проблема — дефицит товаров группы «Б».

3. Перестройка, начатая М. С. Горбачевым, до настоящего времени вызывает противоречивые оценки современников. Каково, на ваш взгляд, историческое значение этого события? Свой ответ аргументируйте.

В ходе перестройки качественно изменилось советское общество. После преодоления международной изоляции в советском государстве появились предпосылки для создания демократического порядка, который основывался на принципах международного права, сотрудничестве в решении проблем всего человечества. Получение демократических ценностей гражданами СССР и является историческим значением перестройки.

4. Среди ученых нет единой точки зрения относительно причин распада СССР. Какие бы вы выделили объективные и субъективные причины распада СССР?

Объективные причины распада СССР:

- стагнация в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада;
- нерешенные социальные проблемы;
- политический кризис — неспособность руководства обеспечить экономический прогресс;
- негативные явления в культурной жизни: прорыв информационной самоизоляции СССР;
- сложность международной обстановки: конфронтация с Западом.

Субъективные причины распада СССР:

- приход к руководству страны относительно молодых и неопытных политиков;
- национальные элиты союзных республик стремились избавиться от контроля союзного центра.

5. Сравните процесс создания и функционирования СНГ с СССР и ЕС. В чем вы видите сходство? Чем они принципиально отличаются? На основании информации из СМИ подготовьте сообщение о деятельности СНГ.

Если сравнивать СНГ с СССР и ЕС, то причины их создания будут различные. СССР (Союз Советских Социалистических Республик) создавался недобровольно, власть захватили большевики. Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано добровольно, с целью сохранения связей между бывшими республиками СССР. ЕС (Европейский Союз) образован по инициативе США с целью удобства в управлении Европы после Второй Мировой войны.

СССР — централизованное государство с сильной вертикалью власти, едиными органами безопасности, единой армией, единой финансовой системой и единой внешней политикой.

СНГ — международная организация, в которой бывшие республики СССР и независимые в настоящее время сотрудничают в области политики, экономики и культуры.

ЕС — конфедерация, основанная на федеративных началах с единой финансовой системой, единой банковской системы, унифицированным бюджетным кодексом.

Если СССР была единой страной, то СНГ и ЕС — это объединения государств, которые остаются суверенными. Если между странами СНГ существуют реальные границы, то в ЕС нет границ для граждан стран, которые входят в этот союз.

СНГ

После образования Содружества Независимых Государств его основная деятельность была направлена на организационные моменты и на интеграцию в отраслях, в которых распад СССР привел к неблагоприятным последствиям (связь, транспорт, поставки энергоносителей и деталей). С 1997 года появились новые направления деятельности.

Сферы совместной деятельности СНГ:

- обеспечение прав и основных свобод человека;
- координация внешнеполитической деятельности;
- сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства;
- сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
- борьба с организованной преступностью;
- охрана здоровья и окружающей среды;
- вопросы социальной и миграционной политики;
- сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Участники СНГ заключают многосторонние и двусторонние соглашения в различных сферах.

6. С какими проблемами в области национальных отношений столкнулась Российская Федерация? Как они решаются в настоящее время?

Проблемы, с которыми столкнулась Российская Федерация в области национальных отношений:

- сепаратистские тенденции в субъектах федерации — принятие ряда законодательных актов субъектов, противоречащих Конституции РФ (республики Татарстан, Башкортостан, Ингушетия, Саха, Калмыкия);
- выступления жителей Чеченской республики против федеральной и чеченской власти;
- ущемление прав русскоязычного населения (республики Башкирия, Татарстан, Дагестан).

В настоящее время наблюдается тенденция к стабилизации в сфере национальных отношений. Проблемы решаются принятием законов субъектами Российской Федерации в соответствии с Конституцией.

7. Сравните основные направления внешней политики СССР и Российской Федерации. Как изменилась роль новой России в системе международных отношений?

Внешняя политика СССР была направлена на противостояние с США, поддержание отношений с социалистическими странами, укрепление военной мощи в мире и создание сверхдержавы на международной арене.

Российская Федерация проводит политику партнерства и налаживания партнерских отношений со всеми странами мира. Проводятся совместные проекты с другими государствами, развивается торговля. Внешняя политика направлена также на борьбу с международным терроризмом.

В настоящее время роль России в системе международных отношений значительно изменилась. Во время холодной войны СССР был одной из двух сверхдержав, но в конце своего существования страна потеряла этот статус и оказалась в числе развивающихся стран.

За время своею независимого существования Российская Федерация улучшила свою экономику и повысила свое положение в мире. Россия расплатилась со всеми долгами, в том числе с долгами Российской империи. Российская Федерация вошла в число ведущих государств и была включена в Большую восьмерку.
Но после начала конфликта на Украине западные страны исключили Россию из Большой восьмерки, наложили на неё ряд санкций, ответом на которые стали контрсанкции. Но международная изоляция России невозможна, так как страна ведет активную внешнюю политику со странами Азии, особенно с Китаем.

8. В каких областях науки и техники СССР были достигнуты наиболее значительные успехи? Какими новыми явлениями характеризуется развитие науки, образования и искусства в Российской Федерации? Какие проблемы развития науки и искусства существовали в СССР, а какие существуют в настоящее время в Российской Федерации?

Из-за постоянной гонки вооружений, угрозы нападения и войны, стремления удержать мировое влияние в СССР наиболее значительные успехи были достигнуты в областях науки и техники, связанных с созданием оружия. Это машиностроительный и научный комплексы, радиотехника и электроника. Активно развивалась физика, особенно атомная и ядерная. СССР были созданы водородная бомба, ядерные установки на кораблях (атомный ледокол «Ленин») и на подводных лодках. Благодаря атомному реактору были созданы атомные электростанции (АЭС). Авиаконструкторы А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин, П. О. Сухой, С. П. Королев изобрели реактивные самолеты и истребители. М. Т. Калашников создал знаменитый во всем мире автомат. Больших успехов советская наука добивалась в области освоения космоса (спутники, космическая станция, полет в космос).

Новые явления, характеризующие развитие науки, образования и искусства в Российской Федерации: коммерциализация (появление коммерческих киносериалов и рекламных роликов, развитие развлекательных центров), рост интереса к отечественному и духовному наследию и глобализация культуры (вступление России в глобальное информационное пространство, появление электронных библиотек и образовательных порталов, подключение к Интернету за счет государства всех школьных учебных заведений страны).

В СССР основная проблема развития науки и искусства заключалась в том, что основные средства тратились на военную промышленность, а другие области ущемлялись; свобода творчества ограничивалась политикой, так как каждое произведение искусства должно было отражать коммунистические идеи.

В настоящее время основной проблемой Российской Федерации является отказ от советской системы образования и развитие по западному образцу (тестовая система сдачи экзаменов, ЕГЭ), хотя система обучения в СССР была самой качественной в мире. Другая проблема — коммерциализация культуры, когда наука, искусство и образование должны приносить прибыль. А стремление к деньгам в культуре ограничивает творчество, поэтому некоторые ученые и деятели искусства уехали за границу.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_9, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!