§ 38. Наука и культура в СССР и Российской Федерации

1. Выделите основные этапы в развитии культуры советского и российского общества послевоенного периода.

Основные этапы:

- послевоенная культура России (1945-1953 гг.);
- советская культура периода «оттепели» (1953-1964 гг.);
- культурная политика «застоя» (1964-1984 гг.);
- отечественная культура и «перестройка» (1985-1991 гг.);
- культура Российской Федерации (конец XX - начало XXI вв.).

2. Чем объяснялась необходимость проведения реформ в образовании? Какие изменения в системе образования происходили в послевоенный период?

Необходимость проведения реформ в образовании объяснялась строительством новых заводов, открытием научно-исследовательских институтов и научных центров. Поэтому образование должно было обучать специалистов разных профилей, готовить педагогов для их обучения.

В послевоенный период в системе образования происходили следующие изменения: в 1958 году был принят закон о всеобщем обязательном восьмилетнем образовании, возросло число научных учреждений, увеличился выпуск специалистов из высших учебных заведений.

3. Назовите имена ученых, внесших значительный вклад в развитие науки.

- конструкторы: А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин, П. О. Сухой, С. П. Королев, М. Т. Калашников;
- физики-академики: Л. Д. Ландау, М. А. Леонтович, И. Е. Тамм, Н. Н. Боголюбов, Л. А. Арцимовича, М. В. Келдыша, М. А. Лаврентьева.

4. Охарактеризуйте развитие художественной культуры и литературы в советский период. Какие изменения в развитии культуры произошли в период перестройки? Назовите новые проблемы, возникшие в постсоветской российской культуре.

Развитие художественной культуры и литературы в советский период характеризовалось переориентацией творческой интеллигенции на общечеловеческие ценности. На литературу усилилось давление партийно-государственного руководства страны: были запрещены произведения М. Зощенко, А. Ахматовой, А. Александрова, П. Прокофьева, Д. Шостаковича. В период «оттепели» наблюдался подъем в литературе и искусстве, но партийные руководители пытались подчинить своей идеологии творческий процесс. В 1960—1980-х гг. из-за постоянного контроля со стороны государственного аппарата снизился художественный уровень литературы. В 1970-х — начале 1980-х гг. были высланы из страны писатели А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, кинорежиссер А. Тарковский, поэт И. Бродский, оперная певица Г. Вишневская.

В период перестройки постепенно исчез партийно-государственный контроль. Были изданы запрещенные ранее произведения и фильмы.

Проблемы, возникшие в постсоветской российской культуре:

- отказ от поддержки государством культуры;
- общество устало от политики;
- засилье произведений массовой культуры низкого качества, направленные на получение дохода.

5. Какие явления характеризуют современную российскую культуру?

Явления:

1) коммерциализация искусства:

- распространение книг легкого жанра (детективы Т. Поляковой, Д. Донцовой, любовных романов, фэнтези);
- появление коммерческих киносериалов и рекламных роликов;
- развитие развлекательных центров (клубов, дискотек);
- развитие частного книгоиздательства, частных картинных галерей.

2) рост интереса к отечественному и духовному наследию:

- появление историко‑культурных инсценировок, воссоздающих эпизоды крупнейших исторических событий;
- развитие культурного туризма.

3) глобализация культуры:

- вступление России в глобальное информационное пространство;
- появление электронных периодических изданий, библиотек, образовательных порталов;
- подключение к Интернету за счет государства всех школьных учебных заведений России.

6. С творчеством каких деятелей советской и российской культуры вы знакомы? Выскажите свое впечатление об их творчестве.

Деятели советской и российской культуры:

Майя Плисецкая — одна из знаменитых балерин XX века.

Михаил Шолохов — советский писатель и киносценарист, за роман «Тихий Дон» получил Нобелевскую премию в 1965 году.

Дмитрий Шостакович — крупнейший композитор XX века. Пятая, Седьмая (посвящена блокадному Ленинграду) и Одиннадцатая симфонии Шостаковича — одни из самых исполняемых главными оркестрами мира.

Константин Станиславский — автор метода актерского мастерства, которым пользуются в театре и кино во всем мире.

Никита Михалков — советский и российский киноактер, кинорежиссер и сценарист. Является трехкратным лауреатом Государственной премии РФ и имеет орден «За заслуги перед Отечеством».

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_9, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!