§ 35. СССР в середине 1960-х — начале 1980-х гг.

1. Чем была вызвана необходимость проведения экономических реформ в середине 1960-х гг.? Охарактеризуйте сущность и результаты этих реформ. Почему они были остановлены?

Необходимость проведения экономических реформ в середине 1960-х гг. была вызвана кризисом сельского хозяйства.

Сущность экономической реформы А. Косыгина (1965 г.):

- ликвидация Совнархозов и восстановление отраслевого управления;
- расширение экономической самостоятельности предприятий;
- улучшение качества товаров;
- стимулирование труда;
- повышение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства;
- увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.

Результаты реформ:

- ликвидированы Совнархозы и восстановлены единые отрасли во главе с министерствами;
- увеличились среднегодовые темпы экономического роста;
- построены около 2 тысяч предприятий;
- появились научно-производственные объединения.

Реформы были остановлены из-за противоречий между директивным ведомственным управлением и элементами самостоятельности предприятий, а также из-за отсутствия поддержки со стороны партийного руководства.

2. Каковы были причины «застоя» в экономическом развитии СССР?

Причины «застоя»:

- экспортная зависимость (СССР продавал нефть за границу);
- избыточные военные расходы;
- разросшийся аппарат управления;
- нерациональное использование рабочей силы;
- дефицит, отсутствие конкуренции не давали стимул к повышению качества продукции и расширению ее ассортимента.

3. Почему при Л. И. Брежневе произошло изменение идеологической концепции Советского Союза?

При Л. И. Брежневе изменилась идеологическая концепция Советского Союза, так как руководство СССР понимало невозможность построения коммунизма в условиях экономических проблем в стране. Взамен предлагалась концепция развитого социализма, то есть общества с полной обеспеченностью всех основных потребностей человека и с минимальной имущественной и национальной дифференциацией. Считалось, что «развитый социализм» постепенно преобразуется в коммунизм.

4. Охарактеризуйте политический режим в СССР, сложившийся в брежневскую эпоху. Какие методы борьбы с инакомыслием использовались в середине 1960-х — начале 1980-х гг.?

Для брежневской эпохи характерен тоталитарный режим: господство одной партии (КПСС), культ личности Л.И. Брежнева («неосталинизм»), репрессии (диссидентское движение), единая идеология («развитый социализм»), контроль над всеми сферами жизни общества.

В середине 1960-х — начале 1980-х гг. использовались следующие методы борьбы с инакомыслием: арест, запрет на творческую деятельность, высылка из страны.

5. Определите основные направления внешней политики СССР в середине 1960-х — начале 1980-х гг.

Основные направления внешней политики СССР в середине 1960-х — начале 1980-х гг.:

- развитие отношений с социалистическими странами;
- поддержание отношений с развитыми капиталистическими странами;
- укрепление отношений с развивающимися государствами (странами «третьего мира»);
- борьба за предотвращение мировой войны, сдерживание агрессивных устремлений США.

6. Дайте оценку деятельности Л. И. Брежнева. Определите положительные и отрицательные стороны его деятельности во внутренней и внешней политике.

Деятельность Л.И. Брежнева отличалась противоречивостью и непоследовательностью, начатые преобразования не доводились до конца. СССР оставался государством с командной системой хозяйства, что привело к «застою». В стране увеличился бюрократический аппарат, процветала коррупция.

Положительные стороны во внутренней политике: развитие жилищного развития, бесплатные образование и медицина, развитие нефтегазовой, аэрокосмической, военной и автомобильной промышленности.

Отрицательные стороны во внутренней политике: застой в экономике, дефицит товаров, уменьшение расходов на медицину, диссидентское движение.

Положительные стороны во внешней политике: поддержание развивающихся стран, стремление к миру и сотрудничеству с США и странами Запада.

Отрицательные стороны во внешней политике: война в Афганистане, навязывание свои интересы и принципы странам Восточной Европы.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_9, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!