§ 26. Контрасты XVIII в.: эпоха Просвещения и революций
1. Сформулируйте определение понятия «Просвещение». Когда и где оно возникло и получило широкое распространение? Почему мы можем говорить о XVIII в. как об эпохе Просвещения?
Просвещение — культурно-идеологическое, философское течение, основанное на убеждении в решающей роли разума в жизни человека и общества. Возникло в Англии в XVII веке под влиянием научной революции. Широкое распространение получило во Франции, России и Германии. XVIII век называют эпохой Просвещения, так как в данное столетие произошло изменение научных и философских мыслей, ученые обратились к разуму и отказались от религиозного восприятия мира, развивались наука и искусство. В Европе сложились просвещенные монархии, начало формироваться демократическое общество, основанное на принципах суверенитета народа, разделения властей, гражданских прав и свобод.
2. Составьте схему (ментальную карту, гекс), посвященную Просвещению: причины Просвещения, просветители и их идеи, политика «просвещенного абсолютизма», примеры данной политики в странах Западной Европы.
3. Каким вопросам политической теории просветители уделяли особое внимание?
Просветители уделяли особое внимание следующим вопросам политической теории:
- идея естественного права (Руссо);
- просвещенная монархия — лучшая форма правления (Вольтер);
- идея социального договора между всеми членами общества (Руссо);
- разделение властей на три ветви (Монтескье).
4. Как вы думаете, позитивную или негативную роль сыграли идеи Просвещения в развитии общества? Почему?
Идеи Просвещения сыграли позитивную роль в развитии общества, так как благодаря идеям просветителей в некоторых странах Европы сформировалась политика «просвещенного абсолютизма» (Пруссия, Австрия, Франция, Россия), были приняты Декларация прав человека и гражданина и конституции во Франции и США, которые провозглашали равенство людей в правах и свободу личности, свободу слова и совести, право на безопасность и собственность.
5. Какие особенности системы взглядов эпохи Просвещения могли способствовать развитию революционных настроений в обществе, а какие — наоборот?
Способствовать развитию революционных настроений в обществе могла идея естественного права. Просветители считали, что все люди от природы имеют равные права и различия в обществе установлены не Богом, а людьми, поэтому человек может изменить люди то, что сам создал. А разделение властей, наоборот, приветствовалось в обществе, так как независимость каждой ветви власти позволяла быть им объективными при выполнении своих функций.
6. Какие идеи Просвещения легли в основу основных государственных документов США?
В основу основных государственных документов США Декларации независимости и Конституции легли идеи Просвещения: принципы народного суверенитета, разделение властей, основы демократии (свобода слова, собраний, печати, неприкосновенность личности).
7. Используя виртуальные коллекции музеев, подберите иллюстрации к основным событиям эпохи Просвещения. Какие выводы можно сделать на основании подобранной вами «раскадровки»?
Декларация прав человека и гражданина
Школы в эпоху Просвещения
Библиотека Дидро
Принятие Конституции в 1791 году во Франции
Подписание Декларации независимости США
На основании подобранной «раскадровки» можно сделать вывод, что на первое место в эпоху Просвещения ставились знания, разум человека, были приняты документы, которые закрепляли права и свободы гражданина.