§ 24. Европейская наука и культура конца XVI — XVII в
1. Назовите характерные черты научной революции XVII в. Приведите примеры, иллюстрирующие их.
Характерные черты научной революции XVII в.: новые технологии (с помощью телескопа Галилео Галилей доказал, что планеты вращаются вокруг Солнца) и усовершенствованные методы исследования (появление научного метода — наблюдение и эксперимент, объяснение наблюдений и эксперимента с помощью разума, выведение подтвержденных математически выводов. Так Галилео Галилей бросал вещи различного веса с Пизанской башни и выявил, что ускорение свободного падения одинаково для предметов любой массы).
2. Составьте в тетради сравнительную таблицу «Европейская наука в XVI–XVIII вв.», охарактеризовав в ней науку в эпоху Возрождения, научную революцию XVII в. и науку в XVIII в. Сделайте выводы.
Наука в эпоху Возрождения | Научная революция XVII века | Наука в XVII в. |
Схоластический метод рассуждений (от общего к частному) Возврат к античным традициям Развитие книгопечатания Выдвижение идеи богоподобности человеческого разума |
Заложены основы современной науки Новое научное знание основано на эксперименте Технические изобретения (телескоп, ртутный барометр) |
Расцвет рационализма Развитие точных наук (математика, физика и астрономия) Изменение представления о взаимосвязи человека окружающего мира |
Вывод.
XVI и XVII века характеризовались расцветом европейской науки. На основе достижений в астрономии, математик, механики и философии сформировалась новая картина мира. Наука отошла от религиозных догм и нашла опору в рациональном постижении действительности.
3. Какой метод, по мнению Ф. Бэкона, имеет первоочередное значение для исследователя? Чем различались позиции Ф. Бэкона и Р. Декарта?
По мнению Ф. Бэкона первоочередное значение для исследователя имеет эмпирический метод, который предполагает анализ частных фактов, на основе которых делалось заключение (рассуждение от частного к общему).
Различия позиции Ф. Бэкона и Р. Декарта: Бэкон использовал эмпирический метод (с помощью опытов), а Декарт — рационалистический, когда научные открытия совершаются с помощью разума, а не вследствие опытов.
4. Какие идеи социального равенства и народного суверенитета сформировались в XVII в.? К чему привело их появление и распространение в обществе?
В XVII веке сформировались следующие идеи социального равенства и народного суверенитета:
- Б. Спиноза относил свободу и собственность к «естественным неотчуждаемым правам», которые были дарованы человеку природой. А государство эти права должно обеспечивать.
- Т. Гоббс считал, что люди договорились передать свою свободу правителю с целью избегания хаоса. Правитель должен был гарантировать мир и порядок.
- Дж. Локк (либеральное направления) на первое место ставил свободу человека как необходимое условие для развития общества, отстаивал незыблемость частной собственности.
- Д. Беллерс (социалист-утопист) считал, что необходимым условием для начала общественных изменений является организация трудовых колледжей. По его мнению, справедливое общество можно создать через внедрение трудового воспитания, а благосостояние народа зависит от его вовлеченности в трудовую деятельность.
Появление и распространение в обществе идей социального равенства и народного суверенитета привели в некоторых странах Европы к революциям, которые способствовали установлению республиканского правления и созданию парламентов.
5. Какие изменения произошли в европейской культуре конца XVI–XVII в.? Что повлияло на развитие культуры этого периода?
Изменения в европейской культуре конца XVI–XVII в.:
- наука отдалилась от церковных догм;
- использование рационалистического метода исследования;
- появление трех стилей: маньеризм, барокко и классицизм;
- подъем в развитии медицины, естественных и общественных наук.
На развитие культуры этого периода повлияли технические изобретения XVI–XVII вв. (телескоп, ртутный барометр) и успехи естествознания (открытие закона всемирного тяготения, изучение строения Вселенной, анатомии человека).
6. Охарактеризуйте художественные стили, появившиеся в XVII в. Сравните их.
Название стиля |
Период расцвета |
Характерные черты |
Яркие представители |
Произведения |
Маньеризм | 1620-е гг. |
- показывала страдания человека и противоречивость его натуры; |
- Эль Греко |
Картины «Снятие с креста», «Неверие св. Фомы», «Благовещение» Портреты Понтормо и Бронзино |
Барокко | XVII в. |
- возвышенность; |
- Джованни Бернардони |
- Барочная церковь в Риме Иль Джезу; |
Классицизм | Вторая половина XVII в. |
- ясность; |
- Никола Пуссен |
Картина «Четыре времени года», строительство Версаля |
7. Подготовьте презентацию (буклет, лэпбук) с примерами, посвященную архитектуре (живописи) одного из стилей XVII в.
Классицизм в живописи XVII века
Классицизм появился в XVII веке во Франции в период расцвета абсолютной монархии и распространился в Германии, Англии, Испании, Нидерландах, России и США. Классицисты преклонялись перед античностью, верили в идею порядка и логичности мироздания, в безграничные возможности человеческого разума. Характерными чертами данного стиля являются опора на античное искусство, строгость, следование строгим правилам, закономерность, гармоничность.
Классицизм наиболее ярко отразился в творчестве художников Никола Пуссена (1594−1665) и Клода Лоррена (1600−1682).
Произведения Николы Пуссена:
«Вдохновение поэта»
«Царство Флоры»
«Триумф Флоры»
«Танкред и Эрминия»
«Оплакивание Христа»
Произведения Клода Лоррена:
«Вид Римского Форума»
«Вид порта с Капитолеем»
«Похищение Европы»
«Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя»