§ 24. Европейская наука и культура конца XVI — XVII в

1. Назовите характерные черты научной революции XVII в. Приведите примеры, иллюстрирующие их.

Характерные черты научной революции XVII в.: новые технологии (с помощью телескопа Галилео Галилей доказал, что планеты вращаются вокруг Солнца) и усовершенствованные методы исследования (появление научного метода — наблюдение и эксперимент, объяснение наблюдений и эксперимента с помощью разума, выведение подтвержденных математически выводов. Так Галилео Галилей бросал вещи различного веса с Пизанской башни и выявил, что ускорение свободного падения одинаково для предметов любой массы).

2. Составьте в тетради сравнительную таблицу «Европейская наука в XVI–XVIII вв.», охарактеризовав в ней науку в эпоху Возрождения, научную революцию XVII в. и науку в XVIII в. Сделайте выводы.

Наука в эпоху Возрождения Научная революция XVII века Наука в XVII в.

Схоластический метод рассуждений (от общего к частному)

Возврат к античным традициям

Развитие книгопечатания

Выдвижение идеи богоподобности человеческого разума

Заложены основы современной науки

Новое научное знание основано на эксперименте

Технические изобретения (телескоп, ртутный барометр)

Расцвет рационализма

Развитие точных наук (математика, физика и астрономия)

Изменение представления о взаимосвязи человека окружающего мира

Вывод.

XVI и XVII века характеризовались расцветом европейской науки. На основе достижений в астрономии, математик, механики и философии сформировалась новая картина мира. Наука отошла от религиозных догм и нашла опору в рациональном постижении действительности.

3. Какой метод, по мнению Ф. Бэкона, имеет первоочередное значение для исследователя? Чем различались позиции Ф. Бэкона и Р. Декарта?

По мнению Ф. Бэкона первоочередное значение для исследователя имеет эмпирический метод, который предполагает анализ частных фактов, на основе которых делалось заключение (рассуждение от частного к общему).

Различия позиции Ф. Бэкона и Р. Декарта: Бэкон использовал эмпирический метод (с помощью опытов), а Декарт — рационалистический, когда научные открытия совершаются с помощью разума, а не вследствие опытов.

4. Какие идеи социального равенства и народного суверенитета сформировались в XVII в.? К чему привело их появление и распространение в обществе?

В XVII веке сформировались следующие идеи социального равенства и народного суверенитета:

- Б. Спиноза относил свободу и собственность к «естественным неотчуждаемым правам», которые были дарованы человеку природой. А государство эти права должно обеспечивать.

- Т. Гоббс считал, что люди договорились передать свою свободу правителю с целью избегания хаоса. Правитель должен был гарантировать мир и порядок.

- Дж. Локк (либеральное направления) на первое место ставил свободу человека как необходимое условие для развития общества, отстаивал незыблемость частной собственности.

- Д. Беллерс (социалист-утопист) считал, что необходимым условием для начала общественных изменений является организация трудовых колледжей. По его мнению, справедливое общество можно создать через внедрение трудового воспитания, а благосостояние народа зависит от его вовлеченности в трудовую деятельность.

Появление и распространение в обществе идей социального равенства и народного суверенитета привели в некоторых странах Европы к революциям, которые способствовали установлению республиканского правления и созданию парламентов.

5. Какие изменения произошли в европейской культуре конца XVI–XVII в.? Что повлияло на развитие культуры этого периода?

Изменения в европейской культуре конца XVI–XVII в.:

- наука отдалилась от церковных догм;
- использование рационалистического метода исследования;
- появление трех стилей: маньеризм, барокко и классицизм;
- подъем в развитии медицины, естественных и общественных наук.

На развитие культуры этого периода повлияли технические изобретения XVI–XVII вв. (телескоп, ртутный барометр) и успехи естествознания (открытие закона всемирного тяготения, изучение строения Вселенной, анатомии человека).

6. Охарактеризуйте художественные стили, появившиеся в XVII в. Сравните их.

Название
стиля
Период
расцвета
Характерные
черты
Яркие
представители
Произведения
Маньеризм 1620-е гг.

- показывала страдания человека и противоречивость его натуры;
- зависимость человека от божественных сил;
- изломанность очертаний, змеевидные линии;
- сознательное искажение пропорций человеческого тела;
- резкие цветовые диссонансы;
- в архитектуре использование лестниц, декоративность, орнаментальность, пластика, сочетание разных материалов

- Эль Греко
- Якопо Понтормо
- Франческо Сальвиати
- Джорджо Вазари
- Пармиджанино Джулио Романо
- Аньоло Бронзино

Картины «Снятие с креста», «Неверие св. Фомы», «Благовещение»

Портреты Понтормо и Бронзино

Барокко XVII в.

- возвышенность;
- динамичность;
- целостность и закономерность построения сюжета или формы;
- пышность;
- контрастность;
- зрелищность;
- декоративное убранство;
- переплетение реального и воображаемого

- Джованни Бернардони
- Джованни Лоренцо Бернини

- Барочная церковь в Риме Иль Джезу;
- Фарный костел в Несвиже;
- площадь святого Петра в Риме

Классицизм Вторая половина XVII в.

- ясность;
- сдержанность;
- простота форм;
- пропорциональность;
- обращение к античности;
- упорядоченность;
- следование строгим правилам

- Никола Пуссен
- Франсуа Малербом
- Клод Лоррен

Картина «Четыре времени года», строительство Версаля

7. Подготовьте презентацию (буклет, лэпбук) с примерами, посвященную архитектуре (живописи) одного из стилей XVII в.

Классицизм в живописи XVII века

Классицизм появился в XVII веке во Франции в период расцвета абсолютной монархии и распространился в Германии, Англии, Испании, Нидерландах, России и США. Классицисты преклонялись перед античностью, верили в идею порядка и логичности мироздания, в безграничные возможности человеческого разума. Характерными чертами данного стиля являются опора на античное искусство, строгость, следование строгим правилам, закономерность, гармоничность.

Классицизм наиболее ярко отразился в творчестве художников Никола Пуссена (1594−1665) и Клода Лоррена (1600−1682).

Произведения Николы Пуссена:

«Вдохновение поэта»

«Царство Флоры»

«Триумф Флоры»

«Танкред и Эрминия»

«Оплакивание Христа»

Произведения Клода Лоррена:

«Вид Римского Форума»

«Вид порта с Капитолеем»

«Похищение Европы»

«Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя»