§ 40. Структура сферы услуг. География торговли и деловых услуг
Проверьте себя
1. По какому принципу подразделяется структура сферы услуг?
Структура сферы услуг подразделяется по видам деятельности. Обычно выделяют три большие группы: торговля, деловые и бытовые услуги; научно-образовательные и социальные услуги; услуги транспорта.
2. Какие предприятия и учреждения сферы услуг Беларуси относятся к категории повседневного спроса, а какие – периодического?
К предприятиям и учреждениям повседневного спроса относятся магазины, учреждения образования и здравоохранения, предприятия общественного питания и другие объекты, которыми люди пользуются каждый день. К учреждениям периодического спроса относятся библиотеки, театры, музеи, ателье, ремонтные мастерские и другие объекты, которые посещают время от времени.
3. Почему торговля имеет высокий удельный вес в ВВП страны?
Торговля имеет высокий удельный вес в ВВП страны, потому что она связывает производителей и потребителей, обеспечивает движение товаров, а также потому, что в ней занято много людей и она быстро развивается.
4. Почему такими быстрыми темпами развиваются ИКТ?
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) развиваются быстрыми темпами, потому что они нужны для передачи информации, общения, работы, обучения, развлечений. Современные технологии делают жизнь удобнее, а спрос на них постоянно растёт.
Проблемные вопросы
1. По карте атласа (с. 61) определите особенности финансовой деятельности вашего региона.
В Минске финансовая деятельность очень развита: здесь находятся главные банки страны, много страховых компаний, инвестиционных фондов. В городе много офисов, где оказывают финансовые услуги, и здесь сосредоточены основные денежные потоки страны.
2. Чем объясняются структурные изменения сферы услуг?
Структурные изменения сферы услуг объясняются развитием производства, появлением новых технологий, ростом уровня жизни, изменением потребностей людей и внедрением современных технологий.
3. Какие новые виды экономической деятельности сферы услуг возникают в настоящее время и какие могут возникнуть в ближайшее?
Сейчас появляются новые виды экономической деятельности в сфере услуг: информационно-коммуникационные, научно-исследовательские, банковские, финансовые, туристические услуги. В будущем могут появиться новые услуги, связанные с искусственным интеллектом, робототехникой, экологией, космическими технологиями.
От теории к практике
Подготовьте сообщение «Как изменились торговля, финансовая деятельность и страхование при активном развитии информ ационно-коммуникационных технологий».
Торговля, финансовая деятельность и страхование сильно изменились благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий. Появились интернет-магазины, онлайн-банкинг, электронные платежи, дистанционное страхование. Всё это сделало услуги доступнее, быстрее и удобнее для людей. Теперь можно покупать товары, оформлять кредиты и страховки через интернет, не выходя из дома. Также появились новые виды услуг, связанные с обработкой данных и цифровыми технологиями.