§ 19. Религиозная ситуация на белорусских землях в конце X — середине XIII в.
1. Определите сходство языческого мировоззрения жителей Беларуси и древних индоевропейцев. Какие особенности языческих представлений на белорусских землях можно назвать?
Сходство языческого мировоззрения жителей Беларуси и древних индоевропейцев: культ природы и предков, распространение магии в быту и хозяйственной деятельности, изображение символов солнца, почитание богов, которым воздвигали святилища и приносили жертвы.
Особенности языческих представлений на белорусских землях:
- обожествление сил природы, растений, животных и деревьев;
- поклонение человекоподобному божеству (берегине, русалке, виле);
- обряды, связанные с земледелием (зимние, весенние, летние и осенние праздники).
2. Составьте логическую цепочку или гекс, который бы отражал причины принятия христианства на белорусских землях, пути его распространения, а также результаты этого процесса.
Объединение государства с помощью единой религии — христианизация белорусов проходила мирно и постепенно — христианство укрепило государство, способствовало развитию культуры, изменило быт белорусов.
3. Какие версии существуют у исследователей по вопросу христианизации белорусских земель? Чем можно объяснить факт быстрого распространения христианства на белорусских землях?
Версии исследователей по вопросу христианизации белорусских земель:
1) введение христианства в Беларуси произошло одновременно с Киевом и Новгородом во время правления князя Владимира;
2) христианство было известно на белорусских землях до его официального принятия в Киевской Руси: по одной из версий белорусов с христианством познакомили варяги;
3) современные белорусские историки отмечают отличия принятия новой религии Беларуси от Киевской Руси, христианизация белорусских земель проходила постепенно и распространялось естественным образом без насилия;
4) белорусский историк С. В. Тарасов считал, что новая религия необходима была для объединения разноэтнических земель вокруг Полоцка с целью образования сильного государства.
Факт быстрого распространения христианства на белорусских землях можно объяснить тем, что новая религия не вытесняла язычество, которое укоренилось в быте белорусов и было связано с их образом жизни, натуральным хозяйством, зависимостью от природы. Также процесс христианизации Беларуси проходил добровольно и постепенно.
4. Какими фактами подтверждается существование на белорусских землях двоеверия?
Факты, которые подтверждали существование на белорусских землях двоеверия:
- после принятия христианства часть белорусов чтила языческих богов;
- христианская церковь приурочила свои религиозные праздники к некоторым языческим (Коляды, Великдень, Семуха, Купалье);
- одновременное существование у белорусов в культуре христианских святых и языческих богов (Илья и Перун, Юрий и Ярило);
- в белорусских песнях, сказках и преданиях одновременно присутствуют языческие и христианские герои.
5. Назовите положительные результаты введения христианства.
Положительные результаты введения христианства: установление международных связей с христианскими государствами, распространение письменности, летописания и образования на белорусских землях, открытие школ при церквях и монастырях, воспитание у белорусов милосердия и гуманности.
6. Как принятие христианства повлияло на судьбу Беларуси?
Принятие христианства значительно повлияло на судьбу Беларуси. Установление христианской веры на белорусских землях способствовало укреплению княжеской власти, развитию феодальных отношений, объединению земель. Беларусь стала развиваться по европейскому образцу. Развивалась духовная культура. Новая религия способствовала распространению письменности и каменной архитектуры. Монастыри были первыми культурными центрами, в которых открывались школы, библиотеки, создавались книги и летописи.
7. Пользуясь историко-документальными хрониками «Память», подготовьте сообщение или презентацию о пережитках языческих верований в вашем районе (городе, деревне) либо выделите языческие черты, характерные для народного костюма белорусов определенного района.
Пережитки языческих верований на белорусских землях
Пережитки язычества сохранились до настоящего времени в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, в повседневной жизни. Сохранились слова, связанные с язычеством: в географических названиях (хутор Гремяче, Маланково болото, гора Маланка) и фамилиях (Журба, Зезюля, Севрук). Языческая мифология прослеживается в творчестве Ф. Богушевича, Я. Коласа, М. Богдановича, К. Буйло, В. Дунин-Мартинкевича. Некоторые белорусские слова и выражения берут свои корни из языческих времен. Например, «Родина», «родные люди», «безродный» происходят от бога Рода. На территории Минской области верили в бога огня Жижа. До сих пор здесь говорят: «прилипчивый как Жиж», «Жиж повадился».
Некоторые белорусские народные праздники имеют языческое происхождение: Коляда, Купалье, Радоница, Масленица. В деревнях верят в домовых, которые хранят дом, в русалок и леших. Современные белорусы используют охранительные заговоры, злые пожелания, вышивают защитные узоры на одежде, делают своими руками берегинь, рассказывают сказки о добрых и злых духах. Так в настоящее время языческие пережитки сохранились на белорусских землях.