§ 20. Природные зоны Южной Америки. Охрана природы
Проверим себя
1. Назовите и покажите природные зоны Южной Америки.
2. По какому признаку различаются саванны Южной Америки?
Затапливаются или нет.
3. Что такое пампа? В каком климате она образуется?
Пампа — степь в субтропическом поясе Южной Америки.
4. Какие почвы развиваются под гилеями, саваннами, пампой?
Гилеи – красно-жёлтых ферраллитные; саванны – красные и коричнево-красные; пампа – черноземовидные.
5. Докажите друзьям, что гилея — самая богатая природная зона на планете.
В гилее Южной Америки произрастает около 45 тысяч видов растений, в том числе 4000 — деревьев. Обитает много животных: ленивец, опоссум, цепкохвостый дикобраз и широконосые обезьяны (ревуны, паукообразные), пекари и тапир, ягуар и оцелот, черепахи и змеи (в том числе самая длинная — анаконда), кайманы и аллигаторы. Также здесь обитает 2000 видов рыб, среди них хищная пиранья и самая крупная в мире — арапайма (до 4,5 м в длину и весом до 250 кг). Встречаются электрический угорь и розовый дельфин.
6. Как эндемичные животные материка приспосабливаются к различным природным условиям?
Эндемичные животные приспосабливаются к своей среде через физические, поведенческие и физиологические изменения. Физические приспособления могут включать изменения во внешнем виде животного для выживания, поведенческие приспособления – это способы, которыми животные ведут себя для выживания, а физиологические приспособления – это внутренние функции, которые помогают животным выживать. Эти приспособления развиваются в течение многих поколений через процесс эволюции и естественного отбора.
От теории к практике
1. Сравните гилеи (или саванны) Южной Америки и Африки. Найдите общие и отличительные черты.
Различия в природе материков в наибольшей степени связаны с различиями в климатических условиях. И в Африке, и в Южной Америке есть саванны, но в Южной Америке они занимают намного меньше площади, чем в Африке. Травянистые саванны Африки с редко встречающимися рощами баобабов и памп отличаются от саванн Южной Америки, которые более засушливы, их древесная растительность и животный мир беднее, чем в саваннах Африки.
2. Определите по рис. 129, какие пояса растительности выделяются в высотной поясности Анд.
Влажные экваториальные леса (гилеи), горная гилея, высокогорная гилея (вечнозеленое криволесье), высокогорные леса (парамос), каменистые россыпи.
3. Разгадайте кроссенс.
Ответ: природа.
4. Составьте облако слов с эндемичными растениями и животными одной из природных зон Южной Америки (по выбору).
Андский кондор, Чинчилла, Викарья, Гуанако, Кактусы, Пума, Папоротник, Маракайя, Патагонский ящер, Александрия, Бромелии, Орхидеи, Кока, Потоси, Лама, Альпака, Маис, Картофель, Томаты.
Клуб дискуссий
Как вы думаете, почему Галапагосские острова Чарльз Дарвин назвал «живым музеем эволюции»?
На каждом острове архипелага, притом, что располагаются они сравнительно недалеко друг от друга, обитают эндемичные виды, причем уникальные – по окраске, поведению, питанию и т.д. Схожие виды птиц, черепах и ящерицы обнаруживаются на каждом острове, однако даже визуально они довольно сильно отличаются.
Клуб знатаков
1. Представьте, что вы пересекаете Южную Америку по 37-й параллели южной широты, следуя маршрутом героев романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Подготовьте сообщение в блог о смене природных условий.
Если следовать вдоль всей 37-й параллели южной широты через Патагонию, потом попали в Андах.
Сначала они путешествуют по пампе. Для пампы характерна богатая злаково-разнотравная растительность. Животный мир пампы богат грызунами, встречаются пампасский олень, пампасская кошка, пума, страус нанду. Потом они пересекают пустыни и полупустыни, здесь распространено редколесье из кактусов и акаций. Далее им необходимо пресечь горы, где резко снижается температура и уменьшается обилие растений и животных. Потом они двигаются по сухим жестколистным лесам и кустарникам, тут растут магнолия, медовая пальма и персея.
2. Проведите мини-исследование: какие культурные растения родом из Южной Америки ваша семья использует в пищу. Оформите результаты исследования в виде ребуса.
Картофель, томат, арахис, ананас.