§ 21. Гуманизм и Возрождение

1. Определите предпосылки развития культуры Возрождения. Составьте схему (ментальную карту, гекс).

Предпосылки развития культуры Возрождения: кризис феодализма, начало развития капиталистических отношений, развитие ремесла и торговли, великие географические открытия, научно-технические открытия, рост городов как центров науки и искусства, Крестовые походы, падение Византии.

2. Какие идеи легли в основу философии эпохи Возрождения?

Идеи, которые легли в основу философии эпохи Возрождения:

- гуманизм — ценность человеческой жизни;
- антропоцентризм — человек — центр мироздания;
- свободомыслие — свобода человеческого мышления;
- эстетизм — стремление к прекрасному;
- натурализм — восприятие человека как продукта эволюции природы.

3. Гуманисты создали стройную философскую систему, появление которой диктовалось особенностями своего времени. Как вы думаете, интересны ли их размышления о мире, природе, человеке людям начала III тысячелетия?

Многие идеи гуманистов нашли отражение только в XX веке и актуальны в настоящее время. Доказано, что человек живет по законам природы. Он является творцом своей жизни. Люди имеют права и свободы, могут выражать себя в творчестве. Основной ценностью в современном мире является человек и его деятельность. Все эти мысли были впервые высказаны гуманистами эпохи Возрождения и до сих пор интересны людям начала III тысячелетия.

4. Почему гуманисты выдвигали на первый план опыт, изучение природы, экспериментальный метод исследований? Для чего им это было нужно?

В эпоху Возрождения религиозное мировоззрение утратило свое значение. Идеи, что все сотворено Богом и предопределено, ушли в прошлое. Появился интерес к человеку. Необходимо было познать законы природы, так как человек является частью природы. Поэтому необходимо было выявить по каким законам она развивается, чтобы познать человека. Поэтому на первый план гуманисты выдвигали опыт, изучение природы и экспериментальный метод исследования.

5. Опишите человека эпохи Возрождения. Составьте синквейн о нем.

Человек эпохи Возрождения является творцом своей судьбы. Он имеет способность к творчеству, обладает свободой мысли. На первое место выходит разум, освобожденный от религиозных представлений о мире и месте человека в нем. Человек получает светское образование в университете.

Cинквейн:

Человек;
Творческий, свободный;
Создавать, познавать, развиваться;
Человек — творец природы;
Гуманизм.

6. Какие изменения произошли в развитии социальных и политических теорий в эпоху Возрождения по сравнению с периодом Средних веков?

Изменения в развитии социальных и политических теорий в эпоху Возрождения по сравнению с периодом Средних веков: отказ от представлений о вмешательстве Бога в дела человека, государство является защитником интересов человека, важность светского образования.

7. Составьте таблицу (автор, произведение, основные идеи, значение для дальнейших исследований). При необходимости используйте дополнительные источники информации.

Автор Произведение Основные идеи Значение для дальнейших исследований
Николай Коперник «О вращении небесных тел» Земля вращается вокруг Солнца и своей оси Разрушил представления о неподвижной Земле, являющейся центром Вселенной
Джордано Бруно «О бесконечности, Вселенной и мирах» Вселенная бесконечна и вечна. Она не имеет центра и края Разрушил представления о строении Вселенной. Доказал, что ни Земля, ни Солнце не являются центром мира
Галилео Галилей «Диалог о двух системах мира»

Открыл новые небесные тела с помощью телескопа; сформулировал закон падения тел

С помощью телескопа подтвердил учение Н. Коперника и способствовал созданию нового представления людей о строении Вселенной
Исаак Ньютон «Математические начала натуральной философии», «Система мира» Открыл закон всемирного тяготения, законы механического движения и распространения света, новые методы математических вычислений Создание нового представления о физических законах
Уильям Гарвей «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» Открыл механизм кровообращения. Создал теорию о зарождении жизни на Земле Мир получил научные знания о кровообращении и зарождении жизни
Никколо Макиавелли «Государь» Приемлемая форма государственности —централизованное государство во главе с абсолютным монархом Формирование централизованных государств в Европе
Томас Мор «Утопия» Идея важности образования для развития человека Начало светского образования
Томмазо Кампанелла «Город Солнца» Помимо наук необходимо посещать различные мастерские Важность профориентации для выбора будущей профессии

8. Создайте визитную карточку эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения — одна из ярких периодов в истории мирового искусства. Она сменила средневековую культуру и длилась с XIV по XVII столетия. В обществе проявился интерес к античности, поэтому культура того времени возрождается. Эпоха характеризуется высокими достижениями в искусстве. Для данной эпохи характерен светский характер культуры, то есть отказ от средневековой религиозности и аскетизма. Наблюдался расцвет гуманизма, провозглашение красоты природы и тела человека. В эпоху Возрождения проявлялся интерес к человеку как индивидууму и его деятельности. Разум выходит на первое место. Светское образование стало преобладать над религиозным, где центры развития располагались в монастырях. Было сделано много научных открытий и новых изобретений, развивалось книгопечатание, открывались университеты.