Разделы I и II
1. На основе ментальной карты (см. памятку 4 на с. 220) «Переход от Средневековья к Новому времени» создайте схемы (ментальные карты) развития стран Западной Европы в первый период Нового времени. Для выполнения задания можно разделиться на группы (1 страна — 1 группа). Результаты работы представьте одноклассникам.
Ментальные карты развития стран Западной Европы в первый период Нового времени:
Нидерланды
Англия
Франция
2. Назовите последствия Великих географических открытий для Европы и всего мира. Ответ оформите в виде таблицы.
Европа | Мир |
Распространение иноземных товаров (картофель, кукуруза, томаты, шоколад, подсолнечник, кофе, табак) Расширение кругозора европейцев Развитие мануфактурного производства Приток драгоценностей |
Перемещение главных торговых путей в океаны Развитие мировой торговли Создание колониальной системы Работорговля, пиратство Взаимообмен достижениями духовной и материальной культуры между народами |
3. Охарактеризуйте одного из исторических деятелей: Томаса Мора, Томаса Мюнцера, Оливера Кромвеля, Жана Батиста Кольбера, Максимилиана Робеспьера, Томаса Джефферсона.
Жан Батист Кольбер (1619-1683 гг.) родился в семье зажиточного купца на северо-востоке Франции в городе Реймсе. Образование получил в Парижском университете. В 30 лет Кольбер получил должность финансового интенданта. Он ведал королевскими постройками, фабриками и изящными искусствами. С 1669 года Жан Батист стал совмещать эти обязанности с новой должностью — министра финансов Франции. Кольбер боролся с коррупцией. Чиновники, которые были замечены злоупотреблениях, платили штраф. Жан Батист жестко контролировал промышленность и торговлю Франции, увеличил приток капитала в страну. Были отменены внутренние таможенные пошлины между южными и северными провинциями. Кольбер является создателем французского флота. Была введена матросская повинность, издана инструкция для флота, также увеличено число военных судов.
Жан Батист Кольбер заботился о развитии искусства и науки. В 1667 году его избрали членом Французской академии. Он основал Академию надписей и изящной словесности, Французскую академию наук, Парижскую обсерваторию и Академию архитектуры. Кольбер увеличил королевскую библиотеку, ботанический сад, устроил и снабдил средствами обсерваторию, ввёл размежевание земли и снаряжал экспедиции учёных.
Жан Батист Кольбер был сторонником политики меркантилизма, поэтому способствовал развитию торговли, национального флота и промышленности. Все это вызывает уважение к нему. Именно Кольбер заложил экономические предпосылки для дальнейшего формирования Франции как колониальной империи.
4. Распределите исторические явления (в облаке слов) в соответствующие столбцы:
1) феодальные пережитки: крепостное право, натуральный оброк, ремесленная мастерская, ручной труд.
Данные исторические явления тормозили развитие капитализма, поэтому они отнесены к феодальным пережиткам.
2) признаки капитализма: буржуазия, наемный труд, фабрика, мануфактура, прибыль, огораживание.
Капитализм — общественный строй, который основан на частной собственности и свободе предпринимательства. Его движущей силой считается получение прибыли. Указанные исторические понятия положили начало капиталистическому производству, поэтому были отнесены к признакам капитализма.
5. Раскройте причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями:
а) Великие географические открытия — первоначальное накопление капитала:
Великие географические открытия привели к открытию новых земель, появлению колоний у европейских государств. Из колоний вывозили драгоценные металлы, табак, пряности, затем продавали их. Это привело к первоначальному накоплению капитала, который затем использовался для развития мануфактур.
б) огораживания в Англии — формирование рынка наемной рабочей силы:
Когда начали формироваться буржуазные отношения в Англии, стали применять огораживания. Крестьян насильно сгоняли с земли для разведения на них овец. Безземельные крестьяне уходили в город и нанимались рабочими. Таким образом, сформировался рынок наемной рабочей силы.
в) идеи эпохи Просвещения — создание независимого буржуазного государства в Америке:
Идеи эпохи Просвещения — равноправие всех перед законом, свобода слова, совести, собраний. Такая идеология повлияла на образование Соединенных Штатов Америки. Создание нового буржуазного государства провозгласила Декларация независимости 1776 года. В документе было прописано, что «все люди созданы равными» и наделены неотъемлемыми правами — «право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью».
6. Сравните революции в Нидерландах, Англии, Северной Америке и Франции по следующему плану.
План сравнения |
Нидерланды | Англия | Северная Америка |
Франция |
Причины |
- Высокие налоги; |
- Недовольство политикой Стюардов; |
Притеснение колоний Англией |
- Противоречия между феодализмом и капитализмом; |
Цели | Независимость от испанцев | Ограничение власти короля | Независимость от Англии |
- Ограничение королевского произвола; |
Итоги |
- Поражение испанцев; |
- Утверждение парламентской монархии; |
- Образование Соединенных Штатов Америки; |
- Установление республики; |
7. Подготовьте сообщения об особенностях жизни болгар, сербов, хорватов и других народов под властью турок. Результаты работы представьте в виде презентации или стендового доклада.
В XVI—XVIII веках южные славяне (болгары, сербы, хорваты) переживали сложный период своей истории. Они находились под властью турецких завоевателей.
На рубеже Средневековья и Нового времени южнославянские земли подверглись нашествию со стороны Османской империи. В конце XIV века турки вторглись в Болгарию и положили конец ее независимости как самостоятельного государства. Столетие спустя они подчинили своей власти Сербию, Боснию и Герцеговину, часть Хорватии, Черногорию. Турки-османы разрушили монастыри и церкви. Многие храмы были переделаны в мечети. Завоеватели переселяли южных славян на другие территории или угоняли их для продажи в рабство. Турки облагали мусульман меньшими налогами, поэтому большинство славян принимали ислам. Южным славянам удалось сохранили родной язык и традиции.
Огромные налоги и религиозные притеснения привели к антитурецким выступлениям. Основной формой сопротивления было гайдучество. Гайдуки — вооруженные повстанцы, которые боролись против чужеземного гнета. Османская империя жестоко подавляла восстания. Вторая половина XVIII века считается периодом национального возрождения в южнославянских землях, на которые повлияли идеи Просвещения.
Таким образом, к концу XVIII века южные славяне оказались под господством турков-османов, но они сохранили свой язык, веру и культуру.
8. Создайте виртуальные экспозиции, посвященные истории Западной Европы и Америки XVI—XVIII вв. (на выбор), используя интернет-ресурс Google Arts & Culture: а) стили и направления в изобразительном искусстве; б) стили и направления в архитектуре; в) историческая личность в творчестве художников; г) отражение повседневной жизни людей в искусстве того времени.
История Западной Европы XVI—XVIII веков:
а) стили в изобразительном искусстве:
классицизм — Жак Луи Давид «Клята Горациев»:
барокко — Питер Пауль Рубенс «Сад любви»:
рококо — Франсуа Буше «Завтрак»:
б) стили в архитектуре:
барокко (XVII века и первая половина XVIII вв.) — Церковь Богородицы (Фрауэнкирхе) в Дрездене (Германия):
классицизм (вторая половина XVIII в.) — театр Штаатсопер в Берлине:
в) историческая личность в творчестве художников:
Жан Луи Давид «Смерть Марата»:
Жан Марк Натье «Портрет Петра I»:
г) отражение повседневной жизни людей в искусстве того времени:
Адриан Ван Остаде «В школе»:
Питер Артсен «Крестьяне у очага»:
Питер Артсен «Сцена на рынке»:
Городской пейзаж Бернардо Беллотто: