4. Стр. 128-129
1. Работа с лентой времени.
Начертите ленту времени. Отметьте на ней события, указанные в заданиях. Выполните расчеты.
1. Где раньше возникла цивилизация: в Индии или Америке?
Ответ: Цивилизация возникла в Америке во втором тысячелетии до н.э., а в Индии — в третьем тысячелетии до н.э. Значит, раньше цивилизация возникла в Индии.
2. Могла ли состояться встреча царя Ашоки и императора Цинь Шихуанди?
Ответ: Император Цинь Шихуанди жил в III в. до н.э., и царь Ашока — в III в. до н.э. Их встреча могла состояться, потому что они жили в одном временном промежутке.
3. Сколько веков назад началось строительство Великой Китайской стены?
Ответ: Строительство Великой Китайской стены началось во время правления императора Цинь Шихуанди (24 века назад).
4. Мог ли царь Ашока получить китайские шелковые ткани, доставленные по Великому шелковому пути?
Ответ: Царь Ашока жил в ІІІ в. до н.э., Великий шелковый путь существовал со 2 в. до н.э. до 15 в. н.э. Значит, царь Ашока не мог получить китайские шелковые ткани, доставленные по Великому шелковому пути.
5. Мог ли Конфуций обсудить свои идеи с Буддой?
Ответ: Да, они могли обсудить свои идеи, так как Конфуций родился в 551 году до н.э., а Будда — в 563 году до н.э.
2. Классификация понятий.
Распределите достижения древних народов в соответствующих столбцах таблицы. Объясните их значение.
Индия | Китай | Америка |
шахматы | каллиграфия | каменные головы |
цифры | компас | водопровод и канализация |
«Рамаяна» | иглоукалывание | |
приручение слона | шелк | |
индуизм | конфуцианство | |
Веды | иероглифическая письменность | |
хлопковая ткань | бумага | |
«Махабхарата» | ||
сахар | ||
буддизм | ||
санскрит |
3. Заполните сравнительную таблицу. Обсудите итоги с одноклассниками. Сделайте выводы.
Вопросы для сравнения | Индия | Китай | Цивилизация ольмеков |
Местоположение | Юг Азии, полуостров Индостан | Восток Азии | Северная Америка к западу от полуострова Юкатан |
Известные правители | Ашока | Цинь Шихуанди, династия Хань | — |
Религии | Индуизм, буддизм | Конфуцианство | Обожествление животных (в частности, ягуара) |
Письменность | Санскрит | Иероглифическая письменность | Иероглифическая письменность |
Достижения | Создание хлопковой ткани, цифр, шахмат, сахара, приручение слона | Создание компаса, бумаги, иглоукалывания, шелка, каллиграфии | Изобретение водопровода и канализации, выращивание фасоли, кукурузы, томатов, картофеля |
4. Творческие задания.
Выполните одно из заданий на выбор и представьте его одноклассникам:
1. Придумайте несколько загадок про изученные вами цивилизации.
1) Какая цивилизация была образована на полуострове Индостан?
Индская цивилизация
2) Какая цивилизация была на Востоке Азии?
Древнекитайская цивилизация
3) В какой цивилизации была религия индуизм и буддизм?
Индская цивилизация
4) Где было Конфуцианство?
Древнекитайская цивилизация
2. Составьте кроссворд (не менее 10 слов); используйте понятия, имена, названия рек и территорий, народов.
1) Животное, почитавшееся у ольмеков. (Ягуар)
2) Религия жителей Древней Индии. (Индуизм)
3) Создано древними китайцами, используется до сих пор при письме. (Бумага)
4) Сладость, созданная древними индийцами. (Сахар)
5) Жители Древней Америки. (Ольмеки)
6) Великий мыслитель Древнего Китая. (Конфуций)
7) Система знаков для записи конкретных значений чисел. (Цифры)
8) Страна, расположенная на юге Азии, на полуострове Индостан. (Индия)
9) Овощ, выращиваемый жителями древней Америки, любят белорусы. (Картофель)
10) Государство, расположенное на Востоке Азии. (Китай)
11) Древний литературный язык Индии. (Санскрит)
12) Настольная логическая игра, созданная древними индийцами. (Шахматы)
13) Известный правитель Индии. (Ашока)
3. Представьте, что у вас появилась возможность написать письмо одному из исторических деятелей изученных стран. Кому бы вы написали? Почему?
Я хотел(а) бы написать Конфуцию или Будде, задать вопросы о религии.
4. Составьте «Визитную карточку» одной из изученных вами цивилизаций. Отразите ее особенности и вклад в мировую культуру.
Индская цивилизация была расположена на юге Азии (на полуострове Индостан). Среди правителей известен царь Ашока.