§ 23. Образование, наука и общественно-политическая мысль

1. Перечислите учебные заведения, существовавшие в этот период, и охарактеризуйте их деятельность.

В конце XVII - начале XVIII веков на белорусских землях существовали следующие учебные заведения:

- иезуитские школы (педагоги создавали свои учебники и пособия; обучали гуманитарным предметам, богословию, древним языкам, римскому праву; занимались только мальчики с 8 лет);
- базилианские школы (обучали белорусскому языку; на уроках проводились еженедельные обсуждения-споры, театральные представления, писались стихотворения; через 6—9 лет обучения подростки продолжали учебу в зарубежных университетах или в Виленской академии);
- православные братские школы (изучали церковнославянский язык, музыку, астрономию и математику; обучались мещане и мелкая шляхта);
- школы монашеского ордена пиаров (изучали языки местного населения; уделяли внимание физическому воспитанию).

2. Как Католическая церковь повлияла на развитие науки и культуры белорусских земель?

Католическая церковь повлияла на развитие науки и культуры белорусских земель. Она создавала школы, которые давали качественное образование. Также при монастырях организовывали библиотеки для распространения знания.

3. Назовите характерные черты развития науки в этот период. Каковы основные достижения ученых того времени?

В XVII-XVIII веках на белорусских землях развивались философские, исторические и политические науки.

Основные достижения ученых:

- Альберт Коялович создал «Историю Литвы», где впервые систематизировал историю Великого Княжества Литовского и некоторых шляхетских родов;
- Казимир Семенович издал книгу «Великое искусство артиллерии», где впервые в мире был представлен проект многоступенчатой ракеты;
- Юзеф Наронович-Наронский разработал планы белорусских городов и владений Радзивиллов, создал проекты каналов, которые соединяли бы реки.

4. Поразмышляйте, как могли современники отнестись к идее К. Лыщинского: «Человек — творец Бога, а Бог — создание человека…» Почему К. Лыщинского называют белорусским Джордано Бруно?

Современники негативно отнестись бы к идее Казимира Лыщинского: «Человек  — творец Бога, а  Бог  — создание человека…». Философ утверждал, что в основе всего лежат законы природы, а не Божественная воля. Такие мысли противоречили церковным догмам, а религия играла большое значение в жизни человека того времени. Католическая церковь за такие еретические убеждения подвергла философа гонениям. Каземир Лыщинский был казнен.

Лыщинского называют белорусским Джордано Бруно, так как он повторил судьбу итальянского философа. Джордано Бруно считал, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, верил в бесконечность Вселенной, в существование многих миров и в переселение душ. Такие утверждения противоречили церковным. Поэтому Джордано Бруно был сожжен на костре после семилетнего заключения в тюрьме, но не отрекся от своих учений.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_7, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!