Самостоятельная 2. По теме «Глобус и географическая карта»

1. Уровень I

1. Закончите предложение, выбрав правильный вариант ответа.

Вариант 1. Уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности, выполненное в системе географических координат с помощью условных знаков, — это ...

Верный ответ: б) географическая карта.

Вариант 2. Совокупность всех условных знаков, используемых на карте или плане, с пояснениями к ним — это ....

Верный ответ: в) легенда карты.

2. Выберите два верных утверждения:

Вариант 1

Верные варианты:

а) карта отличается от плана местности по масштабу;
б) на плане местности, в отличие от карты, отсутствует градусная сетка.

Вариант 2

Верные варианты:

б) глобус — самая наглядная объемная модель нашей планеты;
в) Совокупность используемых на карте условных знаков называется легендой карты.

2. Уровень II

1

Вариант 1. Выберите определение понятия «географическая широта»:

Верный вариант: а) величина дуги меридиана от экватора до заданной точки, выраженная в градусах.

Вариант 2. Выберите определение понятия «географическая долгота»:

Верный вариант: а) величина дуги параллели от начального меридиана до заданной точки, выраженная в градусах.

2. Заполните пропуски в предложениях, выбрав слова, подходящие по смыслу.

Вариант 1

а) На равном удалении от полюсов расположена условная линия экватор;
б) Меридианы всегда имеют направление север — юг;
в) Длина параллелей уменьшается от экватора к полюсам.

Вариант 2

а) Совокупность всех условных линий на глобусе или карте называется градусная сетка;
б) Условные кратчайшие линии, проведенные по земной поверхности от одного полюса к другому, называются меридианы;
в) Значение параллелей изменяется от 0° до 90°.

3. Уровень III

1. Установите соответствие между объектами и их географическими координатами (используйте физическую карту полушарий атласа).

Вариант 1

Объект Географические координаты
1. Город Минск а) 35° ю. ш. 149° в. д.
2. Гора Косцюшко б) 54° с. ш. 28° в. д.

Ответ: 1 — Б, 2 — А.

Вариант 2

Объект Географические координаты
1. Город Рио-де-Жанейро а) 22° ю. ш. 43° з. д.
2. Гора Джомолунгма б) 29° с. ш. 88° в. д.

Ответ: 1 — А, 2 — Б.

2. Используя физическую карту полушарий атласа, определите, в каком направлении от города Минска находятся географические объекты.

Вариант 1

Географический объект Направление
Охотское море восточное
Горы Альпы юго-западное

Вариант 2

Географический объект Направление
Уральские горы восточное
Черное море южное

4. Уровень IV. Используя физическую карту полушарий атласа, заполните пропуски в тексте.

Вариант 1

Точка пересечения экватора и 180° меридиана находится в Тихом океане. К востоку от этой точки находится материк Южная Америка. Высшей точкой этого материка является гора Аконкагуа, географические координаты которой 33° ю. ш. 60° з. д. Эта гора находится к северу от материка Антарктида. Расстояние от Аконкагуа до Антарктиды равно примерно 7096 км.

Вариант 2

Точка пересечения экватора и нулевого меридиана находится в Атлантическом океане. Если от этой точки двигаться в северо-восточном направлении, то можно достичь удивительного озера Чад в Африке, координаты которого 14° с. ш. 14° в. д. Это озеро располагается к северу от экватора и к югу от Средиземного моря. Расстояние от озера Чад до города Минска равно примерно 4977 км.

5. Уровень V

1

Вариант 1. Вы пилот самолета, который держит курс на север. Вдруг приборы самолета показали, что курс отклонился на 180°, хотя вы уверены, что направление полета не менялось. В каком направлении вы сейчас движетесь? Почему курс вашего самолета изменился?

Мы сейчас движемся на юг. Курс самолёта изменился из-за того, что мы пролетели над северным полюсом.

Вариант 2. Представьте, что вы сотрудник туристической компании. Вам дали задание разработать маршрут кругосветного плавания, но поставили условия: во-первых, оно должно пройти только по параллели или только по меридиану; во-вторых, маршрут должен пройти не менее чем через 4 разных объекта. Какие маршруты вы можете предложить?

Если предложить маршрут кругосветного плавания по экватору, то он пройдёт через озеру Виктория, гору Кения, Мальдивские острова, Индонезию, горы Анды, Амазонскую низменность.

2

Вариант 1. На одной из станций была принята радиограмма. Из-за плохой связи ее информация была неполной. Восстановите недостающие фрагменты текста полученной радиограммы.

SOS! Терпим крушение в Бенгальском заливе Индийского океана. Вышлите на помощь спасательное судно в квадрат с координатами 15° с. ш. и 90° в. д.

Вариант 2. В океане выловили бутылку с запиской. Ее содержимое частично пострадало от воды. Восстановите текст записки, используя сохранившиеся фрагменты. Предположите, откуда и куда двигалось потерпевшее крушение судно.

Наш корабль «Норд» потерпел крушение на пятые сутки пути в Индийском океане. Мы смогли добраться до острова Кергелен. Наши координаты 50° ю. ш. 70° в. д. Просим помощи!!!

Возможно, потерпевшее крушение судно двигалось из ЮАР (Африка) в Антарктиду.