§ 17. Южные и западные славяне

1. Придумайте свои названия пунктам параграфа. Составьте в тетради его развернутый план.

Названия пунктам параграфа:

1) Южнославянские земли под властью Турции.
2) Власть Австрии над южными славянами.
3) Чехия под властью Габсбургов.
4) Словакия в составе королевской Венгрии.
5) Речь Посполитая.

План:

1. Южнославянские земли под властью Турции:

а) захват Болгарии и Сербии турками
б) разрушение турками церквей
в) переселение славян на другие территории
г) антитурецкие выступления — гайдучество
д) национальное возрождение южных славян
е) влияние идей Просвещения

2. Власть Австрии над южными славянами:

а) политика централизации
б) реформаторское движение
в) рост национального самопознания

3. Чехия под властью Габсбургов:

а) преследование протестанцев
б) антигабсбургское восстание
в) приток немецкого населения
г) «будители»

4. Словакия:

а) раздел Венгрии
б) противостояние Габсбургов и Османов
в) влияние идей Реформации

5. Речь Посполитая:

а) Польша — шляхетская республика — борьба за власть
б) образование Речи Посполитой
в) участие в Северной войне
г) раздел Речи Посполитой

2. Каким образом идеи Просвещения повлияли на развитие национальной культуры южнославянских народов?

Идеи Просвещения повлияли на развитие национальной культуры южных славян, так как просветители изучали их культуру, обряды и стремились повысить уровень грамотности простых людей.

3. В чем проявилась сложность положения словацких земель в составе Венгерского королевства?

Венгерское королевство в 1526 году было поделено на три части. Словацкие земли, которые находились в составе Венгрии, стали частью Австрийского государства. Здесь развернулась борьба за власть между Габсбургами и Османами — это и явилось сложностью положения словацких земель в составе Венгерского королевства.

4. Каким образом идеи Реформации повлияли на развитие культуры в Словакии?

Идеи Реформации повлияли на развитие культуры в Словакии, так как они помогли распространению на ее территории чешского языка и появлению книгопечатание. В 1581 году вышла первая словацкая книга на чешском языке — «Малый катехизис» Мартина Лютера. Также вошло в употребление название «Словакия».

5. Составьте таблицу «Рост национального самосознания славянских народов».

Рост национального самосознания славянских народов

Факты, свидетельствующие о росте национального самосознания Южные славяне в составе Османской империи Южные славяне под властью Австрии Чехия Словакия

Повышение уровня грамотности и образованности в странах; появление книгопечатания

- разрушение церквей и монастырей;
- переселение на другие территории;
- продажа в рабство;
- сохранение своего языка, веры, традиций;
- идеи Просвещения

- использование славян для борьбы с турками;
- реформаторские идеи;
- свобода вероисповедания

- преследование протестантов;
- возрождение чешского языка;
- просветительская деятельность чешскими патриотами

- ведение военных действий на ее территории между Австрией и Турцией;
- идеи Реформации;
- появление книгопечатания

Сделайте вывод, какие общие черты можно проследить в росте национального самосознания разных славянских народов.

Таким образом, в росте национального самосознания славянских народов можно проследить общие черты: выступления против оккупантов, влияние идей Просвещения и Реформации, сохранение своей культуры.

6. Подтвердите историческими фактами, что Польское государство было шляхетской республикой.

Польское государство было шляхетской республикой, так как шляхта пользовались привилегиями в стране (личная неприкосновенность, свобода от уплаты налогов) и принимала активное участие в политике (право занимать государственные должности и выбирать короля).

7. При помощи текста параграфа определите причины ослабления Речи Посполитой и ее разделов.

Причины ослабления Речи Посполитой и ее разделов:

- борьба за власть шляхетских группировок;
- религиозные, межнациональные и социальные противоречия;
- народно-освободительное восстание в Украине;
- принцип «свободного вето» в работе сейма;
- активная внешняя политика;
- участие в Северной войне (1700—1721 гг).