§ 29. Социально-экономические регионы Европы. Страны Северной Европы. Великобритания

1. Проверим себя.

1. Какие социально-экономические регионы выделяются в Европе?

Южная Европа, Западная Европа, Восточная Европа и Северная Европа.

2. Назовите страны, входящие в состав региона Северная Европа.

Великобритания, Дания, Ирландия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Финляндия, Швеция, Эстония.

3. Что такое экономико-географическое положение?

Экономико-географическое положение (ЭГП) — размещение экономико-географического объекта относительно других экономико-географических объектов, которые могут оказывать влияние на его хозяйственное развитие.

4. Какими особенностями характеризуется ЭГП Великобритании?

Великобритания — островное государство в северо-восточной части Атлантического океана. На суше Великобритания граничит только с одним государством — Ирландией. От материковой части Европы страна отделена проливом Ла-Манш. Соседство Великобритании с экономически развитыми странами Европы позволяет активно сотрудничать с ними в экономике, политике, культуре.

Расположение Великобритании на островах способствует развитию морского транспорта и выходу к международным морским торговым путям. Тоннель, проложенный в самом узком месте пролива Ла-Манш, соединяет Великобританию с материком. Это существенно улучшает её ЭГП.

5. Каковы особенности демографических процессов в Великобритании?

Незначительный естественный прирост населения (3 ‰) обеспечивается высокой рождаемостью среди иммигрантов, удельный вес которых постоянно растёт. В стране высока продолжительность жизни населения (около 80 лет) и доля людей пожилого возраста.

6. Какие виды деятельности играют ведущую роль в хозяйстве страны?

Ведущую роль в экономике играет сфера услуг. В многоотраслевой промышленности преобладают современные отрасли: наукоёмкое машиностроение, химические производства. В сельском хозяйстве Великобритании преобладает животноводство.

7. Что такое каботажные перевозки?

Это плавание грузовых и пассажирских судов между морскими портами одного и того же государства.

2. От теории к практике.

Определите, какое влияние оказывают Северо-Атлантическое течение и западный перенос воздушных масс на повседневную жизнь жителей Великобритании.

Из-за этого теплого течения, в Великобритании часто идут дожди и пасмурная погода, что негативно влияет на эмоциональное состояние жителей.

3. Обсудим.

Тоннель под Ла-Маншем (Евротоннель) соединяет континентальную Европу с Великобританией железнодорожным сообщением. Благодаря тоннелю стало возможно прибыть в Лондон, отправившись из Парижа, через 2 часа 15 минут. Используя разные источники информации, узнайте предысторию возникновения тоннеля. Как выглядит Евротоннель в сравнении с другими крупнейшими сооружениями подобного рода, какие рекорды ему принадлежат?

Идея строительства тоннеля под Ла-Маншем возникла в конце XVIII — начале XIX века в регионе Нор — Па-де-Кале. В 1802 году французский инженер Альбер Матье-Фавье (фр. Albert Mathieu-Favier) высказал идею строительства тоннеля. Согласно проекту, тоннель должен был освещаться масляными лампами и по нему должны были путешествовать конные экипажи. Для вентиляции предусматривались отдушины, ведущие к поверхности моря. В те времена стоимость строительства была оценена в 1 миллион фунтов стерлингов (примерно 66,4 миллиона в ценах 2005 года).

В 1856 году другой француз, инженер Томе де Гамонд (фр. Aimé Thomé de Gamond), предлагал строительство железнодорожного тоннеля, чтобы соединить Францию с Англией. Французы согласились, но англичане колебались. Тогда де Гамонд посоветовался с Питером Уильямом Барлоу (англ. Peter W. Barlow), британским инженером, одним из строителей первого метрополитена в мире — лондонского. Затем, в 1872 году, Барлоу и его сотрудник сэр Джон Хо́кшо стали вместе собирать деньги на строительство перемычки. Одновременно французский и английский парламенты приняли постановление о строительстве тоннеля. Из-за отсутствия финансирования проект был запущен лишь год спустя. В 1881 году были проведены геологические изыскания, и 21 октября две буровые машины конструкции Инглиша-Бомонта начали работу — одна с английской стороны, около Дувра, вторая с французской стороны у города Сангатт. 18 марта 1883 года строительство было остановлено, так как британцы опасались, что готовый тоннель может облегчить вторжение противника на территорию Великобритании. К этому времени было прорыто 2026 метров с британской стороны и 1829 метров — с французской. В 1922 году рабочие начали бурить тоннель у Фолкстона. После того, как было завершено 128 метров, по политическим причинам проект снова был остановлен.

После Второй мировой войны идея постройки тоннеля вновь была возрождена. В 1957 году была сформирована исследовательская группа, которая в 1960 году в своём отчёте порекомендовала прорыть два главных тоннеля и один служебный между ними. Проект был одобрен и запущен в 1973 году. Из-за очередных финансовых проблем спустя два года, когда был прокопан тестовый тоннель длиной 250 метров, он снова был остановлен. В 1984 году правительства Великобритании и Франции пришли к выводу, что без дополнительного привлечения частных средств строительство невозможно. Финансовые затраты регулярно подскакивали. Из четырёх предложенных был выбран план, наиболее сходный с проектом 1973 года. 20 января 1986 года он был опубликован. 12 февраля оба правительства подписали договор по строительству тоннеля в Кентербери и ратифицировали его в 1987 году. По проекту тоннель должен был соединять два города: Кале с французской стороны и Фолкстон с английской (этот путь не является самым коротким из возможных). Рыть предполагалось в легко податливом меловом геологическом слое, поэтому тоннель должен был пролегать глубже, чем планировалось, примерно на 50 метров ниже дна пролива, причём южная часть должна пролегать глубже, чем северная. Из-за этого французам сначала пришлось строить шахту диаметром 50 м и глубиной 60 м, чтобы достичь песчаника.

15 декабря 1987 года заработал первый проходческий щит для горизонтальных выработок, а 28 февраля 1988 года — его французский двойник. Их работа заключалась в том, чтобы бурить тоннель сообщения диаметром в 4,8 метра, рассчитанный на хозяйственные нужды и непредвиденные случаи. Более мощные проходческие комбайны прокладывали путь через скалу, чтобы провести два главных тоннеля, каждый диаметром по 7,6 метра с обделкой. В глубине тоннеля практически без перерыва работало 11 щитов одновременно. Три из них прокладывали тоннель от Шекспир-Клиффа (англ. Shakespear Cliff) в сторону Британского терминала, сразу за Фолкстоном. Три других двигались к морю под Ла-Маншем навстречу трём французским щитам, которые начали с шахты в Сангатте. И два оставшихся проходческих щита бурили три тоннеля вглубь страны оттуда к терминалу в Кокеле, около Кале.

Проект был завершён за 7 лет силами 13 тыс. рабочих и инженеров.

6 мая 1994 года Евротоннель был торжественно открыт лидерами государств-участников — королевой Великобритании Елизаветой II и президентом Франции Франсуа Миттераном.

Евротоннель является третьим по протяжённости железнодорожным тоннелем в мире. Более длинными являются тоннель Сэйкан (протяжённость 53,85 км) и Готардский тоннель (протяжённость 57,1 км). Однако Евротоннелю принадлежат рекорды по протяжённости именно под водой — 39 км (для сравнения, подводный сегмент Сэйкана составляет 23,3 км), а также как самого длинного международного тоннеля.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_8, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!