§ 26. Сфера услуг: структура и особенности размещения
1. Проверим себя.
1. Что такое услуга и какие виды деятельности включает сфера услуг?
Услугой является действие, направленное на удовлетворение разнообразных материальных и духовных потребностей человека.
Состав сферы услуг: транспорт и связь, торговля, финансовая деятельность, образование и наука, услуги гостиниц и ресторанов, здравоохранение, государственное управление, туризм, коммунальные услуги, социальные услуги.
2. В чём заключаются основные отличия продукции сферы услуг от продукции материального производства?
Продукция материальные производства – это «реальные» товары и продукция, которую можно потрогать. А продукции сферы услуг она неосязаемая.
3. Какие виды деятельности являются ведущими в структуре сферы услуг и почему?
Транспорт и связь, торговля, финансовая деятельность.
4. Какова главная особенность размещения видов деятельности сферы услуг?
Предприятия сферы услуг стремятся приблизиться к потребителю, чтобы ему было удобно получать ту или иную услугу.
5. В каких странах и почему сфера услуг получила наибольшее развитие?
Наибольшее развитие сфера услуг получила в экономически развитых странах, потому что таких странах есть деньги у населения для покупки услуг, и есть квалифицированные специалисты для оказания услуг.
2. От теории к практике.
Перечислите виды своих действий, которые необходимо будет совершить, оказывая следующие услуги: транспортные перевозки пассажиров, парикмахерские услуги, услуги по ремонту обуви, гостиничные услуги, ресторанные услуги. Продукцию каких видов промышленной деятельности вы будете использовать для оказания этих услуг?
Услуги | Действия | Продукция для оказания услуг |
транспортные перевозки пассажиров |
Нужно получить разрешение, купить транспортное средство, нанять водителя, сделать рекламу для маршрута перевозки, и отвезти людей к пункту назначения | автомобили |
парикмахерские услуги | Получить разрешение на осуществление деятельности, найти помещение для оказания услуги, купить необходимые инструменты и оборудования, нанять парикмахеров, сделать рекламу | Ножницы и прочие парикмахерские инструменты, шампунь и другие средства для волос |
услуги по ремонту обуви |
Получить разрешение на работу, найти помещение, купить необходимое оборудование, найти работников, сделать рекламу | Кожа, набойки, прочие материалы и оборудование доя ремонта обуви |
гостиничные услуги | Получить разрешение на оказание услуг, найти здание и оборудовать его, нанять рабочих, седлать рекламу | Строительные материалы, бытовая химия |
ресторанные услуги | Получить разрешение, найти помещение, закупить необходимое оборудование, нанять рабочих, сделать рекламу | Продукция пищевой промышленности и сельского хозяйства |
3. Обсудим.
Как вы считаете, какие виды услуг могут быть автоматизированы, а в оказании каких услуг ещё долго будет задействован человек?
Например, можно легко автоматизировать действия в сфере торговли, предоставления гостиничных услуг (горничные, ресепшен), то есть те виды деятельности, которые требуют механической работы. Еще долго в образовании и науки, государственном управлении, туризме будет задействован человек.