Тема 6

1. Используя материал §14 учебного пособия, заполните таблицу.

Сектор мирового хозяйства Отрасль, вид экономической деятельности Примеры стран
Первичный Сельское хозяйство, рыболовный промысел, лесное хозяйство, горнодобывающая промышленность Афганистан, Чад, Непал, Лаос
Вторичный Отрасли перерабатывающей промышленности Аргентина, Китай, Россия
Третичный Сфера услуг США, Япония, Германия
Четвертичный Информационные технологии, образования, научные исследования, глобальный маркетинг, банковские и финансовые услуги Крупнейшие города (Лондон, Париж, Нью-Йорк, Токио)

2. Используя материал §14 учебного пособия и дополнительные источники по страноведению, постройте круговые диаграммы отраслевой структуры мирового хозяйства (в разрезе секторов экономики).

Отраслевая структура хозяйства Беларуси отличается от структуры хозяйства развитых стран меньшей долей сферы услуг (51.1%). Большая доля промышленности (40.8%) позволяет отнести Беларусь к странам с индустриальным типом экономики.

3. С помощью стрелок установите соответствие между странами и типом их отраслевой структуры.

4. Используя материалы §14 учебного пособия, заполните таблицу.

Двучленная модель Трехчленная модель
Север Юг Центр Полупериферия Периферия
США Мексика Япония Китай Кения
Австралия Бразилия Канада ЮАР Афганистан
Испания Индонезия Исландия Республика Беларусь Монголия
Япония Индия Германия Польшая Египет
Турция Египет Австралия Аргентина Индонезия

5. Рассчитайте структуру валового внутреннего продукта стран по приведенным данным.

Япония:
100/4600 ⋅ 100% = 2.2% (сельское хозяйства);
1200/4600 ⋅ 100% = 26.1% (промышленность);
3300/4600 ⋅ 100% = 71.7% (сфера услуг).

Структура ВВП, %

ВВП, 100 % Япония Кувейт Бутан
Сельское хозяйство 2.2 0.4 57.1
Промышленность 26.1 59.7 21.4
Сфера услуг 71.7 39.9 21.4

Япония — постиндустриальный
Кувейт —  индустриальный 
Бутан — аграрный

Выводы:

На постиндустриальной стадии доля сферы услуг достигает 70%, что характерно для Японии. Индустриальная стадия характеризуется преобладанием промышленности (в Кувейте — 59.7%). В Бутане 57.1% сельского хозяйства, что характерно для аграрной стадии.

6. Используя материал §14 учебного пособия, приведите примеры альфа-, бета- и гамма-городов в регионах мира.

Часть света Альфа-город Бета-город Гамма-город
Европа Мадрид Киев Минск
Азия Нью-Дели Дакка Баку
Америка Мехико Ванкувер Асунсьон
Африка Претория Рабат Лусака
Австралия и Океания Сидней Перт Аделаида

7. Пользуясь политической и физической картами мира, приведите примеры влияния экономико-географического положения и природных условий стран на международное разделение труда.

Большие по площади страны (Бразилия, Китай, Индия и др.) обладают более разнообразными природными ресурсами и могут быть более активно вовлечены в разделение труда. Малые по площади страны зависят от международной торговли и вынуждены искать другие факторы участия в разделении труда (Япония, Сингапур).

8. Установите соответствие между странами и транснациональными компаниями (ТНК), штаб-квартиры которых расположены на их территории. Пары соответствий запишите в ячейки после таблицы.

1 — Г, 2 — Е, 3 — Д, 4 — В, 5 — А, 6 — Б.

9. Используя материал §16 учебного пособия и дополнительные источники информации, заполните таблицу.

ТНК Страны Вид деятельности
Индустриальный и коммерческий банк Китая Китай Банковская
Джей Пи Морган Чейс США Банковская
Китайский строительный банк Китай Банковская
Сельскохозяйственный банк Китая Китай Банковская

10. Как изменилось распределение ТНК по регионам мира со второй половины XX в.?

1)

Преобладал Североамериканский регион (США); увеличивается доля Европы (Великобритания) и Азии (Япония).

2)

Лидирует Азия (Китая, Япония, Республика Корея), Северная Америка (США) и Европа (Великобритания, Франция).

3)

Филиалы ТНК стали размещаться в развивающихся странах, что привело к изменению географии отраслей мирового хозяйства; рост доли развивающихся государств в мировой структуре произошёл преимущественно за счёт Азиатского  региона (а именно усиления позиций и роли Китая).

11. Закончите предложения.

Преференциальные зоны создаются с целью снижения или отмены таможенных пошлин на определённые ввозимые товары.

Примерами преференциальных зон являются зона между Восточной и Южной Африкой.

Зоны свободной торговли создаются с целью устранения таможенных пошлин и количественных ограничений во ввозимой торговле.

Примерами зон свободной торговли являются НАФТА, ЕАСТ, КОМЕСА, ЗСТ, СНГ.

Таможенные союзы создаются с целью установления единых торговых тарифов в отношении третьих стран.

Примерами таможенных союзов являются ВАС, Южноафриканский ТС, Андское сообщество наций.

Общие рынки создаются с целью формирования принципа «четырёх свобод», т.е. свободного передвижения капиталов, товаров, услуг и трудовых ресурсов.

Примерами общих рынков являются АСЕАН, Андский общий рынок, КАРИКОМ.

Экономические союзы создаются с целью создания единой социальной, экономической и торговой политики, а также введения единой валюты.

Примером экономического союза является ЭКОВАС, ЕАЭС.

Полная (экономическая и политическая) интеграция создается с целью введения единого гражданства, ликвидации государственных границ, проведения общей внешней политики.

Примером полной интеграции является ЕС.

12. Используя материал § 17 учебного пособия и дополнительные источники информации, заполните таблицу.

Название Штаб-квартира Год и цель создания Состав стран-участниц
ЕС Брюсель 1993 г.; способствие миру, улучшения благосостояния народов Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония
НАФТА Вашингтон, Мехико, Оттава 1994 г.; стимулирования взаимной торговли на основе формирования ЗСТ Канада, США, Мексика
МЕРКОСУР Монтевидео 1991 г.; создействие свободной торговле, гибкому движению товаров и населения Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Венесуэла
Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_10, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!