§ 15. Культура
1. Определите характерные черты развития литературы и книгопечатания на землях ВКЛ во второй половине ХVI — первой половине ХVII в.
Характерные черты развития литературы и книгопечатания во второй половине ХVI — первой половине ХVII в.:
- распространение публицистики;
- развитие летописания;
- популяризация светских (свободных от церкви) произведений;
- распространение полемической (религиозные острые споры) литературы;
- многоязычность литература;
- появление и развитие новые жанры литературы (дневники-воспоминания и описания путешествий);
- распространение книгопечатания;
- доступность книг;
- развитие книжной миниатюры и гравюры.
2. При помощи схемы на с. 102 и текста параграфа охарактеризуйте систему образования в середине ХVI — первой половине ХVII в.
В системе образования Великого княжества Литовского в середине ХVI — первой половине ХVII веках выделяют следующие уровни: начальное (школы при храмах, домашнее обучение), среднее (гимназии и коллегиумы) и высшее (Виленская академия).
В школах основное внимание уделялось религиозному воспитанию молодого поколения. Гимназии и коллегиумы состояли из 5 классов. Причем в старших классах обучались по два года. В иезуитских коллегиумах ученики получали гуманитарные и математические знания. В них могли бесплатно обучаться представители всех вероисповеданий. Виленская академия — первое высшее учебное заведение в Великом княжестве Литовском. Она имела четыре факультета: философский, теологический, юридический и медицинский.
3. Назовите основные черты барокко. Что, на ваш взгляд, отличает здания в стиле барокко, Ренессанса и готики? Для ответа воспользуйтесь иллюстрациями § 6.
Основные черты барокко: торжественность, усложненность форм, парадность, пышность декора, богатство отделки алтарей и стен во внутреннем убранстве зданий.
Если в стиле барокко наблюдаются плавные и округлые формы, то стиль Ренессанса характеризуется прямоугольностью, пропорциональностью и имеет логическую понятную схему. Цвета в архитектуре эпохи Ренессанса спокойные и природные, а стиль барокко более вычурный, обильно украшенный.
Готика характеризуется вертикальностью, остроконечностью, устремленностью вверх, ажурностью. Архитектурные постройки украшают окна-розы, арки с заостренным верхом, многоцветные витражи. Готические храмы имеют высокие узкие башни и колонны, фасады с резными деталями.
4. Какая связь существует между идеями Контрреформации и стилем барокко?
Барокко считается искусством Контрреформации. В этот период католическая церковь хотела вознестись, показать свое могущество перед протестантами. Барокко - пышный стиль, для которого характерны преувеличенность во всем, жажда эффектности, преувеличенная страстность, любовь к дорогим материалам, помпезной декоративности. Это и нужно было католической церкви. Поэтому барокко решало задачу укрепления и усиления могущества католической веры.
5. С помощью дополнительных источников информации подготовьте сообщение об одном из деятелей культуры или памятнике архитектуры второй половины ХVI — первой половины ХVII в. Есть ли в вашей местности памятники архитектуры этого периода? Подготовьте презентацию (виртуальную выставку) по теме параграфа.
Памятники архитектуры второй половины ХVI — первой половины ХVII в.:
- Петропавловская братская церковь в Минске
- Костел Божьего тела в Несвиже (Минская область)
- Кальвинистская церковь в Сморгони (Гродненская область)
Костел Божьего Тела — уникальный архитектурный памятник на территории Республики Беларусь. Он построен в 1587 — 1593 годах по проекту итальянского архитектора Джованни Мария Бернардони, которого пригласил Николай Христофор Радзивилла «Сиротка». Когда храм был построен, его передали ордену иезуитов. Он стал первым сооружением в стиле барокко на территории Речи Посполитой.
Архитектурный памятник выполнен в крестово-купольном стиле. Фасад украшает надпись на латыни: «Поклонюсь святому дому Твоему в страхе Твоем». А в углублениях ниш можно наблюдать скульптуры святых.
Интерьер Костела Божьего Тела выделяется пышностью декорированных частей, которые украшены фресками с изображением святых. В главном алтаре помещена икона «Тайная вечеря», так как храм посвящен католическому празднику Божьего Тела.
Архитектурный памятник является родовой усыпальницей рода Радзивиллов, в подземных помещениях упокоены забальзамированные останки знатной фамилии.