Обобщение 3. Стр. 158-159
1. Дайте определения следующим понятиям:
Государство — организация политической власти, которая осуществляет управление обществом и обеспечивает в нем порядок, целостность и стабильность.
Гражданство — правовая связь человека и государства, которая выражается в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Конституция — основной закон страны, закрепляющий ее государственное устройство, основные права и обязанности граждан.
Местное самоуправление — форма власти, которая предполагает самостоятельное решение населением локальных вопросов управления муниципальной собственностью.
Местное управление — органы демократической самоорганизации граждан.
Мораль — правила поведения, принятые обществом и регулирующие поступки человека.
Национальное собрание — представительный орган Республики Беларусь, который обладает законодательной функцией и состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики.
Палата представителей — нижняя палата парламента Республики Беларусь (Национального собрания), образованного по результатам всенародного референдума.
Права человека — законодательно закрепленная возможность получать материальные, духовные и иные блага.
Право — общеобязательные правила поведения, установленные и охраняемые государством.
Президент — выборный глава государства, высшее должностное лицо в государстве.
Совет Министров — высший орган исполнительной власти, осуществляющий руководство системой подчинённых ему республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов в Белоруссии.
Совет Республики — региональный представительный орган, верхняя палата Национального собрания.
Суд — государственный орган, который призван разрешать споры и конфликты, возникающие в обществе между людьми в процессе их социального взаимодействия.
2. Какие основные значения имеет понятие «право»?
Право (в смысле обычных прав) — свобода поведения, основанная на обычаях.
Право (в смысле моральных прав) — свобода личности, которая основана на принципах справедливости и добра.
Право (в смысле корпоративных прав) — возможность действовать на основе уставных положений, которые действуют внутри общественных негосударственных объединений и организаций.
Право (в юридическом смысле) — регулятор общественных отношений, система обязательных правил, установленных государством.
3. Составьте по основным понятиям раздела ментальную карту, на которой отразите связи между понятиями.
(Ментальная карта — техника мышления и альтернативной записи для упорядочивания информации. Тема помещается в центре листа. От нее располагают ключевые слова в виде ветвей.)
4. Приведите примеры, как соотносятся конституционные права и обязанности человека и гражданина.
Конституционные права и обязанности соотносятся как две составные части одного события (или юридического факта).
Примеры:
- Гражданин Республики Беларусь обязан платить налоги, которые составляют доходную часть государственного бюджета. Эти средства идут на реализацию прав гражданина (право на получение общего образования, медицинского обслуживания).
- Водитель садится за руль автомобиля, он обретает право преимущественного проезда по главной дороге, и одновременно обязан соблюдать скоростной режим.
5. Прочитайте текст. Какие характеристики в описании социальных норм относятся к моральным, а какие к правовым нормам?
Характеристика моральных норм: неформальные нормы, устные запреты или разрешения, за нарушение следует неодобрение, укоризненный взгляд.
Характеристика правовых норм: формальные нормы, письменные запреты или разрешения, за нарушение следует серьезное наказание (юридическая ответственность).
6. Обоснуйте необходимость следующих правовых норм.
На территории Беларуси иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь. В то же время ряд прав и обязанностей (например, избирательное право, обязанность служить в Вооружённых Силах) распространяются исключительно на граждан нашего государства.
Порядок взаимоотношения государства с иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории белорусской страны регулируют нормы конституционного права. В соответствии со статьей 11 Конституции Республики Беларусь правовой статус таких лиц приравнен к статусу граждан Республики Беларусь, поэтому они пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами белорусского государства.
7. На примере конкретного закона продемонстрируйте роль различных ветвей власти в его принятии, исполнении и контроле за исполнением.
Кодекс Республики Беларусь «Об образовании» № 243-З от 13 января 2011 года сначала был спроектирован, рассмотрен и принят Национальным Собранием, который представляет законодательную ветвь власти в нашей стране.
Министерство образования Республики Беларусь, которое входит в состав Правительства — Совета министров, следит за исполнением данного закона и осуществляет деятельность по управлению делами государства и общества в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения.
Судебная власть как одна из ветвей государственной власти Республики Беларусь, уполномочена государством, в лице судебных органов, реализовать функции по осуществлению правосудия в случае необходимости. Она помогает обеспечивать решение возникающих в обществе в сфере образования конфликтов с применением законодательства. Суд сдерживает и ограничивает законодательную и исполнительную ветви власти в стране, осуществляет правовой контроль над их деятельностью.
8. Составьте сравнительную таблицу «Дееспособность и ответственность малолетних и несовершеннолетних (14–18)».
Малолетние (0-6 лет) |
Малолетние (6-14 лет) |
Несовершеннолетние (14-18 лет) |
|
Деятельность | Недееспособны (все правовые действия от их имени совершают родители или опекуны). | Частичная дееспособность имеют право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своими подарками. |
Частичная дееспособность: вправе распоряжаться своими доходами (заработком, стипендией), осуществлять права как автора и изобретателя, вносить вклады в банки и распоряжаться ими, быть членом кооператива. |
Ответственность | Ответственность по сделкам несут родители, опекуны, усыновители. | Ответственность по сделкам несут родители, опекуны, усыновители. | Самостоятельно несут имущественную ответственность за сделки. |
9. Сформулируйте по два вопроса к вводной инфографике для каждого параграфа. Запишите их. Коротко ответьте на каждый вопрос без инфографики.
§ 12. Что регулируют социальные нормы? — Поведение людей. Какие важнейшие социальные нормы вы знаете? — Право, мораль.
§ 13. Как называется признак государства, означающий верховенство власти в границах своей страны и ее независимость в международных отношениях? — Суверенитет. В каком понятии проявляется правовая связь человека и государства? — Гражданство.
§ 14. Назовите основной Закон Республики Беларусь? — Конституция. Что является единственным источником власти по Конституции Республики Беларусь? — Народ.
§ 15. Какой нормативный акт является первым документом о правах человека в мире? — Всеобщая декларация прав человека. Какие виды прав человека и гражданина закреплены в Конституции Республики Беларусь? — Личные, политические, экономические, социальные, культурные.
§ 16. Каким органом власти в Республике Беларусь представлена законодательная ветвь власти? — Национальное собрание. Кто является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь? — Президент.
§ 17. С какого возраста ребенок может открывать счет в банке? — 14 лет. В каком году был принят закон о правах ребенка в Республике Беларусь? — 1993 год.
10. Покажите на примере приведённых цитат и изображений взаимосвязь между социальными нормами, конституционными правами человека, деятельностью законодательных и исполнительных органов в сфере образования.
Конституционным правом человека является право на образование. Конституция Республики Беларусь гарантирует доступность и бесплатность общего среднего и профессионального образования. Правовое обеспечение функционирования национальной системы образования белорусского государства отражено в Кодексе Республики Беларусь об образовании. За исполнением всех законов, принятый в указанных документах, следит Министерство образования республики. На локальном уровне в каждой школе страны прописаны социальные нормы в Уставе школы.