Обобщение 3. По разделу «Личность, общество, государство»

1. Дайте определения следующим понятиям:

Государство — организация политической власти, которая осуществляет управление обществом и обеспечивает в нем порядок, целостность и стабильность.

Гражданство — правовая связь человека и государства, которая выражается в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Конституция — основной закон страны, закрепляющий ее государственное устройство, основные права и обязанности граждан.

Местное самоуправление — форма власти, которая предполагает самостоятельное решение населением локальных вопросов управления муниципальной собственностью.

Местное управление — органы демократической самоорганизации граждан.

Мораль — правила поведения, принятые обществом и регулирующие поступки человека.

Национальное собрание — представительный орган Республики Беларусь, который обладает законодательной функцией и состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики.

Палата представителей — нижняя палата парламента Республики Беларусь (Национального собрания), образованного по результатам всенародного референдума.

Права человека — законодательно закрепленная возможность получать материальные, духовные и иные блага.

Право — общеобязательные правила поведения, установленные и охраняемые государством.

Президент — выборный глава государства, высшее должностное лицо в государстве.

Совет Министров — высший орган исполнительной власти, осуществляющий руководство системой подчинённых ему республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов в Белоруссии.

Совет Республики —  региональный представительный орган, верхняя палата Национального собрания.

Суд — государственный орган, который призван разрешать споры и конфликты, возникающие в обществе между людьми в процессе их социального взаимодействия.

2. Какие основные значения имеет понятие «право»?

Право (в смысле обычных прав) — свобода поведения, основанная на обычаях.

Право (в смысле моральных прав) — свобода личности, которая основана на принципах справедливости и добра.

Право (в смысле корпоративных прав) — возможность действовать на основе уставных положений, которые действуют внутри общественных негосударственных объединений и организаций.

Право (в юридическом смысле) — регулятор общественных отношений, система обязательных правил, установленных государством.

3. Составьте по основным понятиям раздела ментальную карту, на которой отразите связи между понятиями.

(Ментальная карта — техника мышления и альтернативной записи для упорядочивания информации. Тема помещается в центре листа. От нее располагают ключевые слова в виде ветвей.)

4. Приведите примеры, как соотносятся конституционные права и обязанности человека и гражданина.

Конституционные права и обязанности соотносятся как две составные части одного события (или юридического факта).

Примеры:

- Гражданин Республики Беларусь обязан платить налоги, которые составляют доходную часть государственного бюджета. Эти средства идут на реализацию прав гражданина (право на получение общего образования, медицинского обслуживания).

- Водитель садится за руль автомобиля, он обретает право преимущественного проезда по главной дороге, и одновременно обязан соблюдать скоростной режим.

5. Прочитайте текст. Какие характеристики в описании социальных норм относятся к моральным, а какие к правовым нормам?

Характеристика моральных норм: неформальные нормы, устные запреты или разрешения, за нарушение следует неодобрение, укоризненный взгляд.

Характеристика правовых норм: формальные нормы, письменные запреты или разрешения, за нарушение следует серьезное наказание (юридическая ответственность).

6. Обоснуйте необходимость следующих правовых норм.

На территории Беларуси иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь. В то же время ряд прав и обязанностей (например, избирательное право, обязанность служить в Вооружённых Силах) распространяются исключительно на граждан нашего государства.

Порядок взаимоотношения государства с иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории белорусской страны регулируют нормы конституционного права. В соответствии со статьей 11 Конституции Республики Беларусь правовой статус таких лиц приравнен к статусу граждан Республики Беларусь, поэтому они пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами белорусского государства.

7. На примере конкретного закона продемонстрируйте роль различных ветвей власти в его принятии, исполнении и контроле за исполнением.

Кодекс Республики Беларусь «Об образовании» № 243-З от 13 января 2011 года сначала был спроектирован, рассмотрен и принят Национальным Собранием, который представляет законодательную ветвь власти в нашей стране.

Министерство образования Республики Беларусь, которое входит в состав Правительства — Совета министров, следит за исполнением данного закона и осуществляет деятельность по управлению делами государства и общества в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения.

Судебная власть как одна из ветвей государственной власти Республики Беларусь, уполномочена государством, в лице судебных органов, реализовать функции по осуществлению правосудия в случае необходимости. Она помогает обеспечивать решение возникающих в обществе в сфере образования конфликтов с применением законодательства. Суд сдерживает и ограничивает законодательную и исполнительную ветви власти в стране, осуществляет правовой контроль над их деятельностью.

8. Составьте сравнительную таблицу «Дееспособность и ответственность малолетних и несовершеннолетних (14–18)».

 

Малолетние (0-6 лет)

Малолетние (6-14 лет)

Несовершеннолетние (14-18 лет)

Деятельность Недееспособны (все правовые действия от их имени совершают родители или опекуны). Частичная дееспособность имеют право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своими подарками.

Частичная дееспособность:

вправе распоряжаться своими доходами (заработком, стипендией), осуществлять права как автора и изобретателя, вносить вклады в банки и распоряжаться ими, быть членом кооператива.

Ответственность Ответственность по сделкам несут родители, опекуны, усыновители. Ответственность по сделкам несут родители, опекуны, усыновители. Самостоятельно несут имущественную ответственность за сделки.

9. Сформулируйте по два вопроса к вводной инфографике для каждого параграфа. Запишите их. Коротко ответьте на каждый вопрос без инфографики.

§ 12. Что регулируют социальные нормы? — Поведение людей. Какие важнейшие социальные нормы вы знаете? — Право, мораль.

§ 13. Как называется признак государства, означающий верховенство власти в границах своей страны и ее независимость в международных отношениях? — Суверенитет. В каком понятии проявляется правовая связь человека и государства? — Гражданство.

§ 14. Назовите основной Закон Республики Беларусь? — Конституция. Что является единственным источником власти по Конституции Республики Беларусь? — Народ.

§ 15. Какой нормативный акт является первым документом о правах человека в мире? — Всеобщая декларация прав человека. Какие виды прав человека и гражданина закреплены в Конституции Республики Беларусь? — Личные, политические, экономические, социальные, культурные.

§ 16. Каким органом власти в Республике Беларусь представлена законодательная ветвь власти? — Национальное собрание. Кто является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь? — Президент.

§ 17. С какого возраста ребенок может открывать счет в банке? — 14 лет. В каком году был принят закон о правах ребенка в Республике Беларусь? — 1993 год.

10. Покажите на примере приведённых цитат и изображений взаимосвязь между социальными нормами, конституционными правами человека, деятельностью законодательных и исполнительных органов в сфере образования.

Конституционным правом человека является право на образование. Конституция Республики Беларусь гарантирует доступность и бесплатность общего среднего и профессионального образования. Правовое обеспечение функционирования национальной системы образования белорусского государства отражено в Кодексе Республики Беларусь об образовании. За исполнением всех законов, принятый в указанных документах, следит Министерство образования республики. На локальном уровне в каждой школе страны прописаны социальные нормы в Уставе школы.