§ 14. Эпоха Просвещения
1. Что такое Просвещение и каковы его основные идеи?
Просвещение — это широкое общественное и культурное движение, распространившееся в Западной Европе в ХVIII в.
Основные идеи Просвещения:
— идея естественного права;
— идея общественного договора;
— идея разделения властей.
2. Почему эпоху Просвещения называют «веком разума»? Какое значение просветители придавали человеческому разуму? О чем это свидетельствует?
Эпоху Просвещения называют "веком разума", потому что ученые и философы этого периода пытались всё объяснить с позиций разума и стремились перестроить окружающий мир в соответствии с научными знаниями. Вслед за учеными и обычные люди настойчиво пытались вникнуть в суть того, что происходило вокруг них в природе и обществе.
Просветители придавали особое значение человеческому разуму. Они считали его проявлением человеческой сущности. Это свидетельствует о том, что с помощью разума и научных знаний просветители стремились перестроить окружающий мир.
3. В чем заключается сущность теории общественного договора?
Сущность теории общественного договора заключается в том, что если правительство притесняет граждан или не справляется со своими обязанностями, то граждане имеют право передать власть другому правительству.
4. Какие естественные права человека вы можете назвать?
Право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность.
5. Как с Просвещением связано имя Екатерины II? Кого еще из монархов-просветителей вы знаете? Каким образом они пытались претворить идеи Просвещения в своих государствах?
Екатерина II проводила в России реформы, которые были яркими примерами политики
просвещенного абсолютизма.
Монархами-просветителями были Фридрих II в Пруссии, Мария Терезия и Иосиф II в Австрии. Они осуществили некоторые преобразования в области экономики, политики, права и культуры. Цель реформ заключалась в модернизации (обновлении) существующего строя и устранении феодальных пережитков.
6. Заполните таблицу «Основные идеи просветителей».
Просветитель | Страна | Основные идеи |
Джон Локк | Англия | Идея общественного договора. |
Шарль Луи Монтескьё | Франция | Развил идеи Локка, в частности теорию о разделении властей. |
Вольтер | Франция | Считал, что во французском обществе необходимо осуществить реформы: ввести свободу слова и вероисповедания, покончить с религиозной нетерпимостью, дать равные права всем людям, независимо от сословной принадлежности, уничтожить остатки зависимости крестьян. |
Жан Жак Руссо | Франция | Считал, что одного равенства перед законом недостаточно. Надо уравнять имущественное положение людей. Руссо был убежден, что источник всех бед и зол в обществе — частная собственность. |
Дени Дидро | Франция | Знание — это сила, с помощью которой можно улучшить общество. |
Сравните идеи просветителей. По каким вопросам у них были схожие мнения, а по каким — отличались?
Вопросов было много и, конечно, мнения были разные у разных просветителей. Но все без исключения философы просвещения верили в исторический прогресс, необходимость отмены сословных ограничений, равенство людей перед законом.
7. Какие символы, по вашему мнению, характерны для эпохи Просвещения? Составьте «визитную карточку» эпохи Просвещения, используя эти символы.
Книга, конституция.