Обобщение 3. Стр. 167-170

1. Дайте определения следующим понятиям:

Банк — финансовая организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами.

Безработица — социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая трудится, не может найти работу.

Бюджет — финансовый план, который обобщает доходы и расходы за определенный период времени.

Деньги — особый товар, который выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товара.

Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные в результате какой-либо деятельности.

Инфляция — обесценивание денег, которое проявляется в росте цен товаров и услуг.

Конкуренция — экономическое соперничество между субъектами рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг.

Кредит — предоставление товаров или денежной суммы в долг в условиях возвратности и уплаты процентов.

Маркетинг — система управления разработкой и продвижением товаров и услуг, которые обладают ценностью для потребителя, производителя и общества на основе комплексного анализа рынка.

Менеджмент — деятельность по организации и координации работы предприятия.

Монополия — исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.

Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

Потребление — использование благ в целях удовлетворения потребностей.

Производство — процесс создания товаров и услуг для удовлетворения потребностей человека.

Рынок — система экономических отношений, дающих возможность совершать обмен необходимыми ресурсами между продавцом и покупателем.

Собственность — принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам.

Фактор производства — ресурс, используемый в процессе производства.

Финансовая система — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, непосредственно участвующих в финансовой деятельности.

Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг.

Экономика — система хозяйствования, которая обеспечивает общество материальными и нематериальными благами.

2. В сфере экономики человек выступает в роли собственника, наёмного работника, работодателя. Какие знания, умения, черты характера необходимы для успешного выполнения этих ролей?

Для успешного выполнения социальных ролей необходимы следующие знания, умения, черты характера:

- для собственника — экономические знания, хозяйственность, бережливость, ответственность; умения: защитить свою собственность от посягательства со стороны, сохранить собственность в должном порядке, выгодно продать собственность. 

- для наемного работника — исполнительность, дисциплинированность, инициативность, мастерство, трудолюбие, обладание необходимыми профессиональными знаниями.

- для работодателя — организаторские качества, знание современных управленческих подходов, стрессоустойчивость, умение анализировать свою работу и работников, способность принимать решения, способность руководить, умение обучать и развивать работников.

3. В разных странах существуют различные модели смешанной экономики. Объясните, как в них реализуется «смешанность». Назовите достоинства и недостатки каждой модели.

Американская модель

Достоинства: конкурентоспособность, способность к инновациям, равные возможности для экономических субъектов.

Недостатки: высокая степень социального неравенства, риск кризисов.

Европейская модель

Достоинства: высокая социальная защищенность граждан, значительные социальные пособия, возможность владеть частной собственностью

Недостатки: высокие налоги, настороженное отношение к иностранным инвестициям.

Японская модель

Достоинства: дисциплинированность и ответственность работников, невысокая дифференциация населения по доходам, новейшие технологии.

Недостатки: закрытость внутреннего рынка для иностранных производителей.

Китайская модель

Достоинства: приток иностранных инвестиций, развитие частной собственности, дешевизна рабочей силы.

Недостатки: загрязнение окружающей среды из-за производства, избыточное вмешательство государства в экономику.

4. Вы с друзьями из разных стран решили сравнить цены в ресторанах быстрого питания «Макдоналдс», чтобы узнать, где самый дорогой и дешёвый фастфуд. Договорились выкладывать фото чека из ресторана в группе в социальной сети. Какие условия необходимо выполнить участникам для того, чтобы сравнение цен было корректным?

Для того, чтобы сравнение цен было корректным, участникам необходимо выполнить следующие условия:

1) учитывать цены одного уровня (дорогой и дешевый продукт);
2) период времени;
3) валюта, которой пользуются в стране.

5. Что показывает схема взаимодействия экономических субъектов? Какую роль играют рынки товаров и ресурсов? Приведите примеры деятельности государства в рыночной экономике.

Экономические субъекты (государство, домашние хозяйства, предприятия, рынок товаров, рынок ресурсов) активно взаимодействуют друг с другом. Домашние хозяйства и предприятия с помощью рынка ресурсов производят товары, продают их благодаря рынку товаров. Взаимоотношения этих экономических субъектов регулирует государство с помощью субсидий и налогов.

Рынки товаров и ресурсов играют посредническую роль, осуществляют связь между производителем и потребителем.

Примеры деятельности государства в рыночной экономике: финансирование строительства диагностических медицинских центров, обеспечение охраны правопорядка, борьба с монополией рынка, взимание налогов, защита прав собственности, регулирование взаимоотношений между работником и работодателем.

6. Семья Ивановских на семейном совете решила, что для укрепления здоровья было бы полезно заняться спортом. Определив интересы и возможности членов семьи, остановили свой выбор на занятиях лыжным спортом. Составили список необходимого и оценили денежные ресурсы, договорились о месте и условиях покупки.

В чём состоит экономический интерес семьи как потребителя?

Экономический интерес семьи как потребителя состоит в выгодном приобретении товара. Они стремятся купить качественный спортивный инвентарь и спортивную одежду для удовлетворения своих потребностей в укреплении здоровья.

Какие экономические знания помогут членам семьи осуществить рациональную (выгодную) покупку и получить от неё наибольшую пользу?

Для того, чтобы членам семьи осуществить рациональную покупку, им необходимо узнать цены в разных магазинах, проводятся ли в них акции, какое качество имеют лыжи в зависимости от цены. Проанализировав данную информацию, семья Ивановских сделает вывод, как действовать так, чтобы получить наибольшую выгоду для себя.

7. Выберите один из банков, осуществляющих свою деятельность в нашей стране.

Выясните, на каких условиях банк примет от вас депозит на сумму 1000 рублей, а на каких условиях может предоставить вашей семье потребительский кредит на такую же сумму.

Беларусбанк примет депозит на сумму 1000 рублей под 12,48% (вклад «Классик Безотзывный Детский») на срок 3 года. Условия: ежемесячная капитализация процентов, пополнение вклада до дня наступления последнего месяца хранения, вклад можно открыть на имя несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет.

Беларусбанк может предоставить потребительский кредит на такую же сумму под 11,5% годовых (кредит «Партнер Оптимальный») на 3 года только для приобретения товаров белорусского производителя. Кредит можно оформить без поручителей, страховок, дополнительных комиссий и платежей за пользование кредитом и без предоставления справки о доходах. Банк выдает потребительский кредит гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые постоянно проживают и имеют постоянный источник доходов в нашем государстве.

Кто из членов семьи может только внести депозит, а кто — и внести депозит, и взять кредит?

Депозит могут внести родители и несовершеннолетний, достигший возраста 14 лет. А внести депозит и взять кредит только родителям или их ребенок, достигший совершеннолетия (18 лет).

Рассчитайте сумму, которую выплатит банк вам в качестве процентов по депозиту, и сумму, которую вам необходимо выплатить банку в качестве процентов по кредиту.

Беларусбанк выплатит в качестве процентов по депозиту 451,22 белорусских рубля, а человеку, взявшему кредит необходимо выплатить банку в качестве процентов по кредиту 228,92 рубля.

8. В комиксе под названием «Самообслуживание» известного художника-карикатуриста изображён поход покупательницы в магазин. Следуя по указателям вдоль полок, заставленных различной продукцией, она набирает в тележку большое количество товаров. Однако на кассе покупательница обнаруживает, что в её кошельке нет денег, и в результате оплачивает на кассе только одну упаковку макарон. С ней она и уходит из магазина.

Проанализируйте сюжет комикса и определите:

Какая экономическая деятельность отражена в комиксе?

В комиксе «Самообслуживание» отражен обмен — стадия экономической деятельности, в процессе которой потребитель за произведенный продукт отдает деньги.

В каких типах экономической системы возможна представленная ситуация, а в каких — нет?

Представленная ситуация возможна в рыночной экономической системе. В этой системе предлагается широкий ассортимент товара, который производитель хочет продать по выгодной цене и использует для этого методы маркетинга. В традиционной системе преобладает бартер (обмен одного товара на другой), а в командной системе жестко государство регулирует: что продавать и по какой цене.

Какая функция денег может быть проиллюстрирована через оплату товара на кассе?

Оплата товара на кассе иллюстрирует такую функцию денег как мера стоимости.

Приёмами чего являются: большая корзина, «неровная» цена на товары (1.99, 4.48, 29.98), навязчивые указатели?

Большая корзина, «неровная» цена на товары, навязчивые указатели являются примерами маркетинга, который нацелен на выявление, прогнозирование, удовлетворение потребностей покупателя и на целенаправленное формирование у него новых потребностей.

Каким образом содержание комикса связано с понятием «консьюмеризм»?

«Консьюмеризм» — общественное движение за права потребителей. Потребитель имеет право выбора — в данной ситуации магазин предоставляет достаточное разнообразие товаров. Также указаны цены, можно изучить информацию о товаре: состав, срок годности. Права потребителя в описанном комиксе не нарушаются.

Узнайте, кто является автором данного комикса.

Автор комикса — Херлуф Бидструп (датский художник-карикатурист и общественный деятель).

9. В 2018 г. была введена в обращение памятная монета (серебряная и медно-никелевая) «Финансовая система Республики Беларусь». На аверсе изображён Государственный герб Республики Беларусь и указан номинал монеты — 20 рублей; на реверсе в центре на фоне орнаментальной композиции расположено стилизованное изображение карты Республики Беларусь; по периметру монеты — декор из элементов электронной текстуры и надпись «Финансовая система Беларуси. 100 лет».

Кем эмитирована (выпущена) данная монета?

Памятная монета выпущена Национальным банком Республики Беларусь.

Какая функция денег у данной монеты будет являться преобладающей?

Преобладающей функцией монеты является средство накопления, когда деньги не участвуют в обороте, а используются как средство сохранения стоимости.

Какие современные тенденции развития денежного обращения нашли отражение в оформлении монеты?

В оформлении монеты нашли отражение следующие современные тенденции развития денежного обращения: вытеснение из денежного оборота золота и бумажных деньг, модернизация технологических возможностей работы с наличными деньгами.