§ 14. Состав и строение атмосферы
1. Проверим себя.
1. Какой состав имеет атмосферный воздух?
Главные компоненты воздуха — азот, кислород и углекислый газ. Доля благородных газов (аргона, криптона, ксенона, неона, гелия), а также водорода и озона не превышает 1 %.
2. Какие слои выделяют в атмосфере?
Тропосфера, стратосфера и верхние слои.
3. Какова мощность тропосферы в разных широтах?
Над экватором — 16-18 км, в умеренных широтах она составляет 10-12 км, а над полярными районами уменьшается до 8-9 км.
4. Какую роль играют основные газы атмосферы — кислород, азот, углекислый газ?
Основная роль кислорода — в обеспечении дыхания живых организмов, окислении и горении.
Азот поддерживает содержание кислорода в стабильном состоянии, а также обеспечивает питание растений.
Углекислый газ используется растениями при образовании органического вещества.
5. Какие функции выполняет атмосфера?
Благодаря азотно-кислородной атмосфере на Земле существует жизнь.
Атмосфера защищает Землю от метеоритов, большинство которых сгорает, не достигнув земной поверхности. Озоновый слой защищает живые организмы от ультрафиолетовых лучей. Атмосфера — важнейшее звено в круговороте воды в природе. В тропосфере зарождаются погодные явления, в том числе опасные (ураганы, молнии и др.). Атмосферный воздух проводит радиоволны, обеспечивая работу средств связи.
6. Почему большинство живых организмов сосредоточено в тропосфере?
Потому что этот слой наиболее пригоден для жизни исходя их характеристик плотности, температуры, влажности и т. д.
7. Почему температура воздуха в тропосфере понижается, а в стратосфере повышается?
Воздух нагревается от поверхности земли на которую падают солнечные лучи, чем дальше от поверхности, тем нагрев слабее, поэтому температура в тропосфере понижается.
Повышение температуры в стратосфере объясняется наличием в воздухе на высоте 20—25 км повышенного содержания озона, который образует озоновый слой.
2. От теории к практике.
1. Выберите лишнее и объясните свой выбор:
а) кислород, азот, фреон;
б) стратосфера, тропосфера, литосфера;
в) воздух, кислород, углекислый газ.
а) фреон, потому что он не главный компонентом атмосферного воздуха;
б) литосфера, потому что она не является слоем атмосферы, в отличии от других;
в) воздух, потому что все остальные это его компоненты.
2. У шестиклассницы Кати намокла под дождем тетрадь по географии. Помогите ей восстановить записи, расшифровав, какая информация скрывается за цифрами:
а) 78 %;
б) 16—18 км;
в) 1000—1200 км;
г) 20—25 км;
д) 0,038 %.
а) 78 % азота в воздухе;
б) 16—18 км мощность тропосфера над экватором;
в) 1000—1200 км это высота верхней границы атмосферы;
г) 20—25 км –высота озонового слоя;
д) 0,038 % углекислого газа в воздухе.
3. В коллаже, посвященном атмосфере, закралась ошибка. Найдите ее.
Солнце, так как Солнце не входит в состав атмосферы.
3. Клуб дискуссий.
1. Почему, поднимаясь в горы, альпинисты берут с собой баллоны с кислородом?
С поднятием в горы, воздух становится более разреженным - количество кислорода на единицу объема воздуха снижается, так как сила притяжения Землей воздуха слабеет. Из-за недостатка кислорода уже на высоте около 5 км у человека сперва может наблюдаться снижение работоспособности, появляться кислородное голодание, а на высоте свыше 9 км дыхание становится невозможным.
2. Как вы думаете, почему из всех планет Солнечной системы жизнь есть только на Земле?
Потому что Земля имеет неядовитую атмосферу и комфортную температуру для проживания.
4. Клуб знатоков.
Представьте, что вы совершаете подъем в тропосфере на воздушном шаре. Напишите краткое сообщение о своих наблюдениях в блог.
С подъемом наверх температура уменьшается, мне становится холоднее. Я вижу облака и осадки. Также часто на шар действует ветер.