§ 12. Рельеф суши. Горы и равнины
1. Самопроверка: знаете ли вы?
1. Что такое рельеф? Приведите примеры положительных и отрицательных форм рельефа.
Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности. Положительные: гора, возвышенность. Отрицательные: впадина.
2. Какие силы формируют горы, какие —разрушают?
Внутренние силы формируют горы, а внешние их разрушают.
3. Что называется горным хребтом? Горной страной?
Горный хребет – это линейно вытянутое поднятие. Горная страна – система из горных хребтов и долин.
4. На какие виды делят горы по высоте?
Низкие, средневысотные, высокие, высочайшие.
5. Какие горы самые высокие на планете?
Гималаи.
6. Какими бывают равнины по характеру поверхности и высоте?
Плоские и холмистые.
7. На какой равнине мы живем?
На Восточно-Европейской равнине.
2. Практикум
1. Выберите лишнее и объясните свой выбор: а) Альпы, Кавказ, Среднесибирское плоскогорье; б) Анды, Лаплатская низменность, Бразильское плоскогорье; в) Большой Водораздельный хребет, Аппалачи, плоскогорье Декан.
а) Среднесибирское плоскогорье, потому что это равнина, а все остальное горы;
б) Анды, потому это горы, а другие объекты являются равнинами;
в) Плоскогорье Декан, потому что этот объект является равниной, в отличии от остальных.
2. Докажите другу, что в Евразии распространены все формы рельефа, встречающиеся на суше. Для этого занесите в таблицу «Формы рельефа Евразии» по 1—2 примера, используя карту.
Формы рельефа | Абсолютная высота | Пример |
Горы по высоте | ||
Высокие | Более 2000 м | Гималаи, Алтай, Альпы |
Средневысотные | 1000-2000 м | Карпаты, Уральские горы |
Низкие | Менее 1000 м | Хибины |
Плоскогорье | Более 500 м | Декан, Среднеаравийское плоскогорье, Среднесибирское плоскогорье |
Возвышенность | 200-500 м | Валдайская, Минская |
Низменность | 0-200 м | Прикаспийская, Туранская, Западно-Сибирская |
Впадина | Ниже уровня моря | Гхор |
3. По карте определите, какие формы рельефа распространены в вашей местности.
Возвышенности: Городокская, Оршанская, Минская.
Низменности: Полоцкая, Полесская, Неманская.
3. Давайте обсудим
К вам в школу приезжают учащиеся из Непала — горной страны в Азии. Какие аргументы вы приведете, чтобы объяснить им, что Беларусь — это равнинная страна?
1) 160 м– средняя высота над уровнем моря.
2) 345 м – высшая точка Беларуси г. Дзержинская.
3) 80 м – самая низкая точка Беларуси.
4) Амплитуда высот равна 265 м.
5) Гости из Непала точно знают, как выглядит горная страна, поэтому приехав в Беларусь сразу поймут, что она таковой не является.
4. Приглашаем к творчеству
Используя справочные таблицы, составьте информационный буклет «По впадинам и горным вершинам мира».
Впадины:
1) Бентли – Антарктида – -2555 м
2) Гхор – Евразия – -427 м
3) Оз. Ассаль – Африка – -157 м
4) Турфанская – Евразия – -155 м
5) Каттара – Африка – -133 м
Горы :
1) Джомолунгма (Эверест) – Гималаи – Евразия – 8848 м
2) Чогори – Каракорум – Евразия – 8611 м
3) Улугмузтаг – Куньлунь – Евразия – 7723 м
4) Тирич-Мир – Гиндукуш – Евразия – 7690
5) г. Исмоила Сомони – Памир – Евразия –7495 м