§ 15. Рынок: спрос, предложение, цена
1. Назовите основные признаки рынка.
Основные признаки рынка: конкуренция, постоянный товарно-денежный обмен, свободное ценообразование, самостоятельное определение производителями предложения товаров и услуг, нерегулируемый потребительский спрос (потребитель сам решает: что, как и сколько покупать).
2. Большая часть человечества отдаёт предпочтение рыночному способу хозяйствования. Сформулируйте аргументы в пользу этого выбора.
Большая часть человечества отдаёт предпочтение рыночному способу хозяйствования, так как для него характерны свобода предпринимательской деятельности и большое разнообразие экономических благ. Потребители могут удовлетворять разнообразные потребности. Они независимы в принятии своих решений и заключении сделок. А производители при рыночной экономической системе имеют стимулы к наиболее эффективному производству. Они повышают качество товаров и услуг, чтобы увеличить прибыль.
3. Изучите данные таблицы, где представлено семь уровней цены, которым соответствуют семь величин спроса и семь величин предложения. При какой цене наступает равновесие? Заполните в тетради пустые ячейки таблицы. Объясните, как можно определить излишек или нехватку товара. Докажите, что излишки понижают цены, а нехватка их повышает.
Равновесие наступает, когда цена устраивает продавца и покупателя, то есть когда величина предложения товаров на рынке равна величине спроса на них.
Пропущенные ячейки: в графе «Величина предложения» — 20, в графе «величина спроса» — 10, в графе «излишек или нехватка товара» — (+ 10).
Когда объем предложения превышает объем спроса, то наблюдается излишек товара. О нехватке товара можно говорить, когда объем спроса превышает объем предложения.
Когда на рынке наблюдается излишек товара, то производитель понижает цену, чтобы сбыть товар. За более низкую цену спрос на товар возрастет, и он будет раскуплен. Если цена не увеличится и продукция не будет продана, производитель будет иметь убытки, так как на товар были потрачены различные факторы производства.
Если наблюдается нехватка товара, то соответственно спрос увеличивается на данную продукцию. В такой ситуации производитель повышает цену, и покупатель приобретет товар за указанную стоимость.