§ 19. Культура и религия народов Междуречья

1. Что способствовало возникновению письменности у шумеров? Как она называлась? Почему?

Возникновению письменности у шумеров способствовало то, что правителям
городов-государств надо было точно знать, какое количество налогов поступает в казну.

Письменность у шумеров называлась клинопись, потому что писали шумеры на глиняных табличках тростниковой палочкой и эта палочка на конце имела форму клина.

2. Сравните шумерскую и современную школу. Сделайте выводы.

Шумерская школа Современная школа
Учились только мальчики. Учатся и мальчики, и девочки.
Уроки продолжались от восхода до заката. Уроки проходят утром и днем.

Современная школа предоставляет больше возможностей для образования как мальчиков, так и девочек, оставляет больше времени для саморазвития (помимо школы).

3. Сравните культурные достижения древних египтян и жителей Междуречья по плану: а) астрономия, б) медицина, в) математика.

  Культурные достижения древних египтян Культурные достижения жителей Междуречья
Астрономия Был создан календарь, который состоял из 365 дней. Египетские
жрецы использовали часы. Сначала солнечные, а затем водяные.
Астрономы определили многие созвездия и дали им имена. Были составлены указатели времени лунных и солнечных затмений, появления комет. Жрецы создали календарь. 
Медицина Бальзамируя умерших людей, древние египтяне хорошо изучили внутренние органы и строение человеческого тела. Причиной болезней считались злые духи, поэтому больных лечили не только лекарствами, но и молитвами и заклинаниями. Во время раскопок в Египте ученые-археологи нашли много медицинских инструментов. Были обнаружены также папирусы с описанием болезней и рецептами. По всей вероятности, это были первые книги по медицине. На 40 глиняных табличках сохранились сочинения по медицине. Были составлены пособия по болезням уха, глаз, дыхательных путей. Медики имели хирургические инструменты и умели делать операции.
Математика Ремесленник должен был знать, сколько частей олова и меди надо взять, чтобы выплавить бронзу. Царский писарь подсчитывал, каких размеров крестьянское поле и сколько урожая с него можно получить. Архитектор рассчитывал, сколько рабочих и сколько камней ему потребуется для строительства пирамиды или храма.  С помощью математики вычисляли, сколько земли нужно для возведения
плотины. Умели определять вместимость корзины и бочки, подсчитывали массу груза, который может везти судно. 

4. Как вы думаете, связана ли религия древних народов с особенностями природно-климатических условий и образом жизни? Как вы думаете, был ли у населения Месопотамии бог-повелитель морей, бог пустынь?

Да, религия древних народов связана с особенностями природно-климатических условий и образом жизни.

У населения Месопотамии были богиня морей (Тиамат), бог мирового океана, морей, рек, и вообще всякой воды и водной стихи (Энки), бог пустынь (Марту) и "королева/владычица пустыни" (Белет-Сери).

5. У шумеров были поговорки, очень похожие на наши: «Увернулся от дикого быка — натолкнулся на дикую корову», «Хорошо одетому всегда рады». Попытайтесь объяснить их смысл. В каких случаях их можно употребить в наши дни? Какие известные вам пословицы они напоминают?

"Увернулся от дикого быка — натолкнулся на дикую корову" = "Из огня да в полымя". Значение: из одной неприятности в другую, еще большую.

Шумеры придавали одежде большое значение, что отразилось в пословице: "Хорошо одетому всюду рады" = "Встречают по одежке".

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_5, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!