Обобщение 2. По разделу «Деятельность, общение, взаимодействие»

1. Дайте определение следующим понятиям:

Брак — добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи.

Деятельность — форма активности человека, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на преобразование внешней среды.

Индивидуализм — признание приоритета личностных целей над коллективными, стремление к выражению своей личности.

Коллективизм — согласие с позицией группы в результате осознанного совпадения устремлений личности с целями группы, осознанное служение коллективным интересам.

Конфликт — столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений, различных позиций.

Конформизм — приспособление человека к принятым групповым нормам поведения и деятельности под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы в целом.

Лидерство — способность влиять на людей, чтобы побудить их работать в направлении достижения цели.

Мотив — побуждение, связанное с удовлетворением потребностей.

Нонконформизм — стремление отстаивать установки, мнения, противоречащие тем, которые господствуют в данной группе или обществе.

Общение — сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией.

Потребность — переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Семья — группа людей, которые живут вместе, ведут общее хозяйство и связаны браком или родством.

Стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам.

2. Установите взаимосвязь:

Взаимосвязь стереотипов в восприятии людей и возникновении конфликтов.

Стереотипы часто являются причинами конфликтов. Из-за сложившегося стереотипа человек может неправильно интерпретировать ситуацию. Из-за этого его взгляды могут не совпадать с другими людьми или группами лиц, тогда возникает конфликт.

Взаимосвязь функций семьи с потребностями и мотивами в деятельности человека.

Репродуктивная функция семьи связана с биологической потребностью человека в продолжении рода.

Хозяйственно-бытовая семьи связана с потребностью жить в комфорте. Так как семья обеспечивает материальные условия жизнедеятельности её членов, ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи, покупку новых вещей, одежды, бытовой техники.

Воспитательная семьи связана с социальной потребностью человека. Семья способствует социализации членов общества, передаёт нормы поведения, воспитывает подрастающее поколение, осуществляет социальный контроль, удовлетворяет потребность в общении.

Эмоциональная функция семьи обеспечивает всем членам удовлетворение потребностей в любви, тепле и взаимопонимании, уважении и признании, эмоциональной поддержке, потребности в безопасности.

Рекреативная функция семьи удовлетворяются потребности в обеспечении комфорта и домашнего уюта, в организации рационального досуга и отдыха, в создании условий для укрепления здоровья.

Взаимосвязь стилей лидерства и типов взаимодействия в группе.

Кооперация как тип взаимодействия в группе связана с демократическим и либеральным стилями лидерства, так как в этих стилях можно наблюдать согласованные действия для достижения общих целей, желание людей сотрудничать.

Авторитарный стиль связан с конкуренцией, так как при таком стиле достижение целей важнее взаимоотношений. Люди с авторитарным стилем лидерства часто вступают в противоречия с людьми, имеющими другой взгляд на различные вопросы. Оппоненты начинают конкурировать между собой, происходит борьба за овладение ценностями.

Взаимосвязь видов деятельности и потребностей личности.

Потребности и деятельность взаимосвязаны. Потребности человека удовлетворяются в процессе деятельности и являются ее первопричиной.

Потребность в общении и саморазвитии реализуется в процессе игровой деятельности. Также в игре у детей появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения.

Мотивом трудовой деятельности человека являются биологические потребности (пища, отдых) и материальные ценности (квартира, машина, одежда).  

Духовные потребности (познание окружающего мира, получение знаний и умений, самореализация) удовлетворяются в процессе учебной деятельности.  

Взаимосвязь внутриличностного и межличностного конфликта.

Межличностные конфликты тесно связаны с другими типами конфликтов. Часто межличностные конфликты вытекают из внутриличностных: противоречивые идеи и ценности внутри самого человека ведут к столкновениям с другими людьми. Иногда человек, не находя ответа на волнующие его проблемы, начинает думать, что в этом виноваты другие люди, загнавшие его в затруднительное положение. В результате он начинает вести себя неадекватно: может выдвигать к окружающим несправедливые, по его мнению, претензии. Контактирующие с ним люди не представляют причины такого поведения, а если оно нарушает какие-либо их интересы, то вступают с ним в конфликт. Так внутриличностный конфликт перерастает в межличностный.

3. Придумайте сценарии коротких сценок для иллюстрации различных видов и уровней межличностных отношений (дружба, приятельство, деловые отношения, неформальные отношения).

Сценарии сценок для иллюстрации различных видов и уровней межличностных отношений:

1) Дружба. Николай и Егор дружат с первого класса. Они ходят вместе в школу, после занятий играют во дворе, по выходным посещают парк. Когда у Егора возникла конфликтная ситуация с родителями из-за неудовлетворительных отметок, он рассказал о ней своему другу. Николай выслушал Егора и посоветовал извиниться перед родителями и постараться исправить отметки.

2) Приятельство. Алексей и Игорь ходят в одну спортивную секцию. Они случайно встретились в городе, поговорили о новостях, о спорте, общих знакомых и разошлись.

3) Деловые отношения. Ольга Николаевна пришла работать в юридическую фирму. Ее встретила начальник отдела Тамара Ивановна, которая провела новой сотруднице первичный инструктаж и рассказала об ее обязанностях. В конце рабочего дня все сотрудники отдела попрощались друг с другом и пожелали хорошо провести выходные.

4) Неформальные отношения. Школьные подруги Вера и Лариса запланировали пойти на концерт любимой музыкальной группы. После мероприятия Вера осталась ночевать у Ларисы. Они проболтали до поздней ночи и легли спать.

4. Каждая группа (сообщество) определяет, какое поведение считать уместным, а какое нет. Поэтому если человек ориентирован на общение с представителями той или иной группы, то ему необходимо адекватно оценивать ситуацию общения и придерживаться речевых и поведенческих норм данной группы. Необходимо ли следовать данной поведенческой установке в группе, где принята травля? Обоснуйте собственную точку зрения.

Не нужно следовать поведенческой установке в группе, где принята травля (буллинг). Буллинг предполагает психологический и физический террор, насилие, порчу имущества, которые применяет такая группа по отношению к жертве. Он всегда носит преднамеренный, негативный и систематический характер. Иногда такая группа может нести юридическую ответственность за свои неправомерные действия.

5. Докажите или опровергните следующие суждения:

Межличностное общение является важной составляющей формирования самооценки личности. Оно помогает человеку развиваться и учиться пользоваться речью, тем самым формируя адекватную самооценку человека.

Прямолинейность и критика не всегда хороши в общении. Прямолинейность иногда позволяет экономить время и другие ресурсы. А конструктивная критика направлена не на указание недостатков, а на поиск возможности их устранения. Но критика и прямолинейность могут унизить или оскорбить человека. Поэтому этим надо уметь пользоваться и говорить в нужный момент, чтобы не обидеть своей критикой и прямолинейностью другого человека.

6. Разработайте анкету с вопросами, ответы на которые могли бы дать вам представление о потребностях, желаниях и мечтах одноклассников. Проведите опрос и проанализируйте, какие потребности преобладают у ваших сверстников. Представьте результат в виде круговой диаграммы.

Анкета для одноклассников:

1. Фамилия, имя, отчество.
2. Чем любишь заниматься в свободное время?
3. На кого ты хотел быть похожим?
4. О чём ты мечтаешь?
5. Какое твое самое хорошее качество?
6. Что является твоим главным недостатком?
7. Кем ты хочешь стать в будущем?
8.Что ты ценишь в людях?
9. Что тебя раздражает?
10. Что тебе нужно для счастья?
11. Что ты больше всего ценишь в своих друзьях?
12. Какой способностью тебе хотелось бы обладать?
13. Нравится ли тебе учиться в школе?
14. Где хочешь побывать?
15. Каков твой девиз?

7. Приведите не менее трёх аргументов, почему необходимо различать ситуации конфликта и травли (буллинга).

Различия конфликта от буллинга (травли):

1. Неравность сил. В конфликте стороны примерно равны по силам, а в буллинге группа оказывает воздействие на одного человека.

2. Систематичность. Психологическое и физическое воздействие на человека могут регулярно повторяться.

3. Намеренность. Конфликты часто происходят по недоразумению, а травля является намеренной и осуществляется сознательно.

4. Ограниченность во времени. Конфликт имеет начало и конец, то есть ограничен во времени. Буллинг же может длиться годами.

5. Виновность сторон. В конфликте виноваты обе стороны и несут равную ответственность, а жертвой травли может быть любой человек и вины его в этом нет.

6. Разрешение конфликта. Участники конфликта прилагают усилия, чтобы решить конфликт или привлекают для этого третью сторону. Буллер же не прилагает никаких усилий для разрешения проблемы, с ним нельзя договориться, только полностью остановить травлю.

8. Проанализируйте следующую ситуацию с Анной, которая ведёт свой блог. Дайте рекомендации, как её разрешить.

Анна попала в ситуацию травли (буллинга). Ее систематически оскорбляют в социальных сетях сотни людей. Травля на просторах Интернета получила название кибербуллинг.

Можно дать следующие рекомендации для разрешения ситуации:

1. Использовать кнопку «Пожаловаться», которая позволяет включить в ситуацию сотрудников социальных сетей, сообщить о случае травли администрации сети.
2. Блокировать послания от агрессоров, удалить их из списка друзей.
3. Сообщить о неправомерной ситуации в различные фонды по защите от буллинга. Иногда они тесно сотрудничают с правоохранительными органами.
4. Не реагировать на оскорбления, так как часто цель буллеров — вызвать реакцию жертвы. Поэтому безразличие — верный способ прекратить травлю.
5. Постараться отвлечься, пообщаться с друзьями.
6. Собрать доказательства травли: смс-сообщения, скриншоты диалогов. Если травля в интернете продолжится, отправляйте материалы в милицию. Если будут установлены виновные лица, их привлекут к юридической ответственности.