§ 12. Экономика и её роль в жизни человека и общества
1. Как соотносятся понятия «экономические ресурсы» и «факторы производства»?
Экономические ресурсы охватывают все виды природных и человеческих возможностей, которыми располагает общество и которые используются для создания экономических благ с целью удовлетворения человеческих потребностей.
А факторы производства — это часть экономических ресурсов, которая непосредственно вовлекается в процесс производства или используется в качестве его условий.
2. Охарактеризуйте процесс общественного воспроизводства. Есть ли различия в разных экономических системах?
Общественное производство — процесс создания благ путем преобразования природных ресурсов для удовлетворения потребностей человека.
Этапы общественного производства:
1. Производство — процесс создания экономических благ.
2. Распределение — разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.
3. Обмен — получение желаемого продукта с предложением чего-либо взамен (деньги или продукт).
4. Потребление — использование созданных экономических благ для удовлетворения потребностей общества.
В командной экономической системе все этапы производства контролируются государством, а в рыночной системе существует экономическая свобода и частная собственность на экономические ресурсы.
3. Почему современная экономика является смешанной?
Современная экономика является смешанной, так как экономики стран мира в настоящее время представляют собой компромисс между конкурентным рынком и государственным вмешательством в экономику. Таким образом, наблюдается сочетание регулирующей роли государства и экономической свободы производителей, где частная собственность и государственная собственность взаимодействуют.
4. Рассмотрите схему процесса выращивания льна и его переработки.
Какие факторы производства задействованы на каждом этапе? Составьте и заполните таблицу.
Этапы | Труд | Земля | Капитал | Предпринимательская способность |
Информация |
Посевы льна |
физический труд |
земля, водные ресурсы |
Сельскохозяйственная техника |
агрономические знания | |
Переработка льна |
физический труд |
вода, солнце, воздух |
сырье, оборудование |
знания работников для осуществления переработки | |
Результаты льноперера ботки |
умственный труд |
умение сбыть готовую продукцию | знание цен на рынке |