Самостоятельная 1. По теме «План местности»

1. Уровень I

1. Закончите предложение, выбрав правильный вариант ответа.

Вариант 1. Определение своего местоположения в окружающем пространстве, относительно сторон горизонта и местных предметов — это ....

Верный вариант: б) ориентирование.

Вариант 2. Отношение длины отрезка на плане местности или карте к его реальной длине на местности — это ....

Верный вариант: а) масштаб.

2. Выберите два верных утверждения:

Вариант 1. Верные утверждения:

б) азимут отсчитывают от направления на север по часовой стрелке;
в) если в школу вы идете на восток, то возвращаться будете на запад.

Вариант 2. Верные утверждения:

а) объекты растительности (лес, луг и т. д.) показывают зеленым цветом;
г) масштаб показывает, во сколько раз изображение на плане меньше, чем на земной поверхности.

2. Уровень II

1.

Вариант 1. Выберите определение понятия «условные знаки»:

Верный вариант: а) графические символы, применяемые на картах или планах для изображения объектов местности.

Вариант 2. Выберите определение понятия «план местности»:

Верный вариант: а) чертеж местности, выполненный условными знаками в определенном масштабе.

2. Заполните пропуски в предложениях, выбрав слова, подходящие по смыслу.

Вариант 1

а) Относительная высота — это превышение одной точки над другой (нахождение, превышение, отношение).
б) Главными сторонами горизонта являются север, запад, юг и восток, поэтому в названии промежуточных сторон горизонта первыми называются именно они (север, запад, восток, юг, северо-запад, юго-восток).
в) Азимут на восток составляет 90° (0°, 90°, 180°, 270°).

Вариант 2

а) Абсолютная высота — это высота точки земной поверхности над уровнем моря (положение, высота, превышение).
б) Главное направление для ориентирования — это направление север — юг (север — юг, восток — запад, северо-восток — юго-запад).
в) Азимут на запад составляет 270° (0°, 90°, 180°, 270°).

3. Уровень III

1. Восстановите названия видов масштаба в графах таблицы. Запишите тремя способами масштаб, показывающий уменьшение реального расстояния на местности в 1000 раз.

Вариант 1

Численный Именованный Линейный
1:1000 1 см — 10 м

Вариант 2

Численный Именованный Линейный
1:30 000 1 см — 300 м

2. Подберите пары «условный знак — его изображение».

Вариант 1

а) хвойный лес;
б) луг;
в) смешанный лес;
г) заросли кустарников;
д) редколесье.

Ответ: 1 — Д, 2 — В, 3 — Б.

Вариант 2

а) мост через реку;
б) луг;
в) хвойный лес;    
г) фруктовый сад;
д) река.

Ответ: 1 — В, 2 — Д, 3 — Г.

4. Уровень IV

Используя фрагмент плана местности на рисунке, заполните пропуски в тексте.

Вариант 1

Наибольшая абсолютная высота местности, которая показана на плане, — 162.2 м. Река Камышовка находится к югу от улицы Дымовской и к северу от отдельно стоящего лиственного дерева. Ее левый берег более пологий. Отдельно стоящая ель растет в фруктовом саду. Расстояние от электростанции до высоты 159.1 м равно 650 м.

Вариант 2

Наибольшая абсолютная высота местности, которая показана на плане, — 162.4 м. Общее направление течения реки Камышовки с запада на восток. На левом берегу реки Камышовки есть заболоченный участок. К востоку от редкого леса находится песчаный карьер. Расстояние по дороге от ветряной мельницы до моста равно 150 м.

5. Уровень V

1. Изобразите графически прямой и обратный путь движения группы туристов, если известно, что на всех участках маршрута туристы проходили одинаковое расстояние и их путь имел направление:

Вариант 1. В — ЮВ — В — С — СЗ — З — ЮЗ.

Вариант 2. Ю — ЮЗ — З — С — СВ — В.

2.

Вариант 1. Определите сторону горизонта, если известно, что ее азимут составляет 450°. Восток (450° – 360° = 90°).

Вариант 2. Определите сторону горизонта, если известно, что ее азимут составляет 585°. Юго-запад (585° – 360° = 225°).