Практ. 1. Чтение плана местности. Определение азимутов и направлений по заданным азимутам с помощью компаса

1. Определите, изображены ли на плане местности следующие объекты (верные ответы подчеркните):

Вариант 1

Изображены все объекты:

а) болото;
в) овраг;
д) школа;
б) мост;
г) луг;
е) домик лесника.

Вариант 2

Изображены все объекты:

а) озеро;
б) грунтовая дорога;
в) луг;
г) паром;
д) школа;
е) родник.

2.

Вариант 1. Перечислите объекты (не менее трех), которые можно увидеть, находясь у ветряной мельницы:

1) редкий лес;
2) заросли кустарников;
3) вырубленный лес.

Вариант 2. Перечислите объекты (не менее трех), которые можно увидеть, находясь у песчаного карьера:

1) смешанный лес;
2) ветрянная мельница;
3) ЛЭП.

3.

Вариант 1. Определите, по какой местности протекает река Дымовка до места слияния ее с рекой Тихой.

По лугу.

Вариант 2. Определите, по какой местности лежит путь от парома до дома лесника.

Через огород и пашню.

4.

Вариант 1. Определите, в каком направлении течет река Камышовка на участке у населенного пункта Заречье.

С юга на север.

Вариант 2. Определите, в каком направлении течет река Тихая до места слияния с рекой Дымовкой.

С севера на юг.

5.

Вариант 1. Определите, какой населенный пункт расположен восточнее: Городец или Заречье (выбранный ответ подчеркните).

Вариант 2. Определите, какой объект находится южнее: песчаный карьер или электрическая станция (выбранный ответ подчеркните).

6.

Вариант 1. Определите, в каком направлении нужно двигаться, чтобы от паромной переправы добраться до железнодорожной станции.

На юг.

Вариант 2. Определите, в каком направлении нужно двигаться, чтобы от населенного пункта Заречье добраться до водохранилища.

На северо-запад.

7. Используя компас (или транспортир), определите азимут:

Вариант 1 (рисунок 1)

1) от родника на школу 90°;
2) от колодца в Заречье на домик лесника 215°;
3) от пристани на реке Камышовка на песчаный карьер 30°.

Вариант 2 (рисунок 2)

1) от пруда в деревне Заречье на ветряную мельницу 30°;    
2) от автомобильного кольца на домик лесника 150°;
3) от школы на родник 270°.

8.

Вариант 1. Определите расстояние от родника до домика лесника (по алгоритму):

1) расстояние на плане 14 см;
2) масштаб плана 1:10 000;
3) расстояние на местности 1400 м.

Вариант 2. Определите расстояние от школы до железнодорожной станции (по алгоритму):

1) расстояние на плане 12 см;
2) масштаб плана 1:10 000;
3) расстояние на местности 1200 м.

9.

Вариант 1. Сравните расстояния от школы до ветряной мельницы и от школы до пристани на реке Камышовке (используйте алгоритм).

Расстояние от школы до ветряной мельницы:

1) на плане 8.5 см;
2) масштаб плана 1:10 000;
3) на местности 850 м

 

Расстояние от школы до пристани на реке Камышовке:

1) на плане 9.5 см;
2) масштаб плана 1:10 000;
3) на местности 950 м

Вывод (подчеркните верный ответ в скобках): от школы до ветряной мельницы (ближе, дальше), чем до пристани.

Вариант 2. Сравните расстояния от колодца в Заречье до водохранилища и от колодца в Заречье до места пересечения просек в смешанном лесу (используйте алгоритм).

Расстояние от колодца в Заречье до водохранилища:

1) на плане 16.5 см;
2) масштаб плана 1:10 000;
3) на местности 1650 м

Расстояние от колодца в Заречье до пересечения просек в лесу:

1) на плане 6 см;
2) масштаб плана 1:10 000;
3) на местности 600 м

Вывод (подчеркните верный ответ в скобках): от колодца в Заречье до водохранилища (ближе, дальше), чем до пересечения просек в смешанном лесу.

10.

Вариант 1. Совершите воображаемое путешествие от плотины водохранилища до деревни Заречье. Выберите наиболее короткий или самый интересный, на ваш взгляд, маршрут. Опишите направление пути и объекты, которые вы встретите по дороге.

От плотины водохранилища я прошла 500 м по азимуту 125° через лиственный лес до улицы Набережная. По ней я прошла 250 м до пересечения с улицей Октябрьская. Далее я свернула в сторону автомобильного кольца и до деревни Заречье прошла 700 м.

Вариант 2. Совершите воображаемое путешествие от домика лесника к песчаному карьеру. Выберите наиболее короткий или самый интересный, на ваш взгляд, маршрут. Опишите направление пути и объекты, которые вы встретите по дороге.

От домика лесника я прошла по азимуту 45° через пашню 350 м до переправы на реке Камышовка. Перебравшись на пароме на другой берег реки, я прошла 150 м, мимо колодца в деревне Заречье, до автомобильной дороги. Затем я пошла по азимуту 30° к песчаному карьеру 200 м.