Тема 2
1. Сравните глобус и карту полушарий. Ответьте на вопросы.
а)
Это происходит из-за искажений формы градусной сетки на карте полушарий.
б)
Также из-за искажений градусной сетки, в результате чего длина меридианов на карте полушарий разная.
2. Заполните таблицу, используя материал учебного пособия (§ 4).
Параметры | Меридианы | Параллели |
В какие стороны горизонта направлены? | север-юг | запад-восток |
Значение в градусах | от 0° до 180° | от 0° до 90° |
Длина одного градуса в километрах | 111.1 км | 0° — 111.3 км 30° — 96.5 км 60° — 55.8 км 90° — 0 км |
Какую форму имеют на глобусе? | Окружность | |
Какую форму имеют на карте полушарий? | Дуги сверху вниз | Дуги справа налево |
3. Приведите доказательства того, что градусная сетка позволяет:
а)
т.к. на карте есть градусная сетка, то можно определить положение объектов по широте и долготе;
б)
если известны долгота и широта объекта, то с помощью градусной сетки можно нанести данный объект на карту;
в)
т.к. нам известна длина одного градуса по меридиану и по параллели в километрах, можно измерить расстояние на карте.
4. Какие определения относятся к карте, а какие — к глобусу? Ответы впишите цифрой.
Карта: 1, 3, 5, 7.
Глобус: 2, 4, 6, 8, 9.
5. Отметьте знаком «+» правильный ответ.
Верный вариант: с запада на восток.
6. Отметьте знаком «+» признаки плана и карты.
№ | Признаки | План | Карта |
1 | Видна часть поверхности Земли | + | |
2 | Мелкий масштаб | + | |
3 | Учтена кривизна Земли | + | |
4 | Все объекты изображены в масштабе | + | |
5 | Крупный масштаб | + | |
6 | Чертеж небольшого участка местности | + | |
7 | Масштаб 1:200 | + | |
8 | Кривизна Земли не учтена | + | |
9 | Очертания материков искажены | + | |
10 | Видна поверхность всей Земли | + | |
11 | Масштаб 1:1 000 000 000 | + | |
12 | Направление на север — юг определяется по меридианам | + | |
13 | Направление на север — верхняя рамка, на юг — нижняя рамка | + | |
14 | Нанесены меридианы и параллели | + |
7. Абсолютная высота точки А — 450 м, точки Б — 400 м, точки В — 250 м. Определите относительную высоту:
а) 450 – 400 = 50 м;
б) 400 – 250 = 150 м;
в) 450 – 250 = 200 м;
г) 250 – 400 = –150 м;
д) 400 – 450 = –50 м.
8. С помощью физической карты найдите и запишите названия самых высоких точек материков и их абсолютные высоты.
Материк | Наивысшая точка | Абсолютная высота |
Евразия | г. Джомолунгма | 8848 м |
Африка | г. Килиманджаро | 5895 м |
Северная Америка | г. Денали | 6190 м |
Южная Америка | г. Аконкагуа | 6962 м |
Австралия | г. Косцюшко | 2228 м |
9. Подтвердите или опровергните утверждение: «На Земле есть самая северная, самая южная, самая восточная и самая западная точки».
На Земле существует самая северная точка — Северный полюс, самая южная — Южный полюс, а западной и восточной — нет.
10. Отметьте знаком «+» правильные ответы.
а)
Верный вариант: расстояние от определенной точки до экватора в градусах.
б)
Верный вариант: расстояние от определенной точки до нулевого меридиана в градусах.
11. Отметьте знаком «+» правильно записанные координаты:
Верный вариант: 20° с. ш. 15° в. д.
12. Отметьте знаком «+» правильные ответы.
а) 90° ю. ш.;
б) 0°;
в) более 60°;
г) 0°–30°;
д) азимут.
13. Найдите соответствие: географический объект — географические координаты:
а) г. Каир
б) о. Петра I
в) г. Москва
14. Пользуясь физической картой Беларуси (с. 32), определите города, расположенные:
а) Витебск, Полоцк, Липель;
б) Гомель, Мозырь, Солигорск;
в) Гродно, Лида, Новогрудок;
г) Могилёв, Кричев, Хотимск.
15. Определите географические объекты, имеющие указанные координаты.
Вариант 1
39° с. ш. 77° з. д. — г. Вашингтон
40° с. ш. 50° в. д. — г. Баку
34° ю. ш. 19° в. д. — Мыс Игольный
58° с. ш. 23° в. д. — о. Сааремаа
0° ш. 102° в. д. — о. Суматра
Вариант 2
20° с. ш. 80° в. д. — п-ов Индостан
1° ю. ш. 78° з. д. — г. Кито
43° с. ш. 79° з. д. — оз. Онтарио
20° ю. ш. 46° в. д. — о. Мадагаскар
35° с. ш. 140° в. д. — г. Токио
30° с. ш. 90° з. д. — г. Новый Орлеан
16. Отметьте знаком «+» правильные ответы.
а) Лондон.
б) 70° с. ш.
в) Нулевой меридиан.
г) 150° з. д.
17. Самолет вылетел из города с координатами 56° с. ш. 38° в. д. и прибыл в город с координатами 29° с. ш. 77° в. д. Найдите эти города на карте и определите направление полета и расстояние, которое пролетел самолет.
Самолёт вылетел из Москвы на юго-восток в Нью-Дели, пролетев 4340 км.
18. Капитан Немо начал свое путешествие вокруг света по морским глубинам в точке с координатами 34° с. ш. 139° в. д. Запишите, у берегов каких островов он начал свое путешествие.
У берегов японских островов.
19. С рыболовного судна, которое находилось в Индийском океане в точке с координатами 10° ю. ш. 60° в. д., поступил сигнал бедствия. Его услышали радисты двух кораблей: «Владивосток» с координатами 2° с. ш. 50° в. д. и «Москва» с координатами 8° ю. ш. 65° в. д. Найдите эти пункты на карте и определите, какое из судов при одинаковой скорости быстрее может прийти на помощь рыбакам.
Корабль «Москва» придёт придёт на помощь рыбакам быстрее, чем «Владивосток», т.к. находится ближе.
20. По физической карте Беларуси определите для своего населенного пункта:
а) 54° с. ш. 28° в. д.
б) 283 м.
21. Используя карты атласа, определите географические координаты городов и укажите, в каких направлениях и на каком расстоянии от Минска они находятся:
а) 29° с. ш. 77° в. д.; находится на юго-востоке от Минска в 4867 км.
б) 62° с. ш. 130° в. д.; находится на западе от Минска в 6094 км.
в) 41° с. ш. 74° з. д.; находится на юго-западе от Минска в 7118 км.
22. Составьте задания, в которых необходимо определить географические координаты объектов.
1) Определите географические координаты наивысших точек материков.
2) Определите географические координаты областных центров Беларуси.
23. Используя географический атлас и карты, которые есть в вашем кабинете географии, приведите примеры следующих карт:
а) физическая карта мира, карты отдельных материков, их климатические карты, карта рельефа Земли;
б) карты областей, регионов страны, карта России или любой другой страны;
в) карты отдельных городов, топографические карты, карты населённых пунктов;
г) карта горного рельефа Северной Америки, карта рельефа Латинской Америки, карта растительного мираАвстралии и Океании;
д) карты размещения населения Евразии, карта уровня преступности по странам, карта преобладания гендерного состава стран мира, карты национального состава стран, карты конфессионального состава стран, карты отдельных элементов погоды, карты миграций и трудовых ресурсов, карты различных геогологическиъ эпох и периодов.
24. Найдите ошибки, подчеркните и объясните их.
Меня заинтересовала физическая карта Беларуси. На ней различным цветом были показаны области, их границы и областные центры. По ней можно узнать, где находятся возвышенности, откуда и куда текут реки, размеры озер. Масштаб карты мелкий.
На физической карте Беларуси не показаны области, их границы и областные центры различным цветом. Это можно заметить на политико-административной карте.
25. Проверим знания.
1. На Северном полюсе, т.к. направления от него всегда идут на юг.
2. Направление север-юг.
3. На пересечении экватора и нулевого меридиана.
4. Сторона будет ровна размеру, построенному на карте, умноженному на 300 000.
5. Туристы двигались на восток.
26. Как известно, для того чтобы принять решение, где строить новые заводы, жилые дома, проводить дороги, и чтобы планировать размещение пастбищ, нужно иметь изображение местности. Приведите доказательства, которые подтверждают эту точку зрения.
Нужно иметь изображение местности для того, чтобы определить рельеф того места, где собираются что-либо строить. Для того, чтобы строить жилые дома, нужно определить, находятся ли там ямы и холмы.
27. Представители каких профессий (кроме географов, пилотов и капитанов) используют географические карты?
Географические карты используют геологи, военные, пожаоные строители, лётчики, археологи, гиды и др.
28. Вспомните, когда вам или вашим родителям приходилось пользоваться планами местности или географическими картами.
Планом местности — на туристических соревнованиях; географическими картами — при поездке в другой город или страну.
29. Разгадайте кроссворд «Глобус и географическая карта».