Тема 2. Население мира

1. Заполните таблицу, используя учебное пособие (§ 5).

Мир, регионы Численность населения, тыс. чел., 2019 г. Доля региона в численности населения мира, %
Мир 7691.5 100
Европа 746 9.7
Америка 1011.5 13.1
Африка 1305 17
Азия 4587 59.6
Австралия и Океания 45 0.6

Используя полученные результаты, постройте круговую диаграмму «Региональная структура мира по численности населения».

Сделайте вывод: в структуре населения мира наибольшую долю занимает Азия (59.6%); рост численности населения мира отличается также за счёт Африки и Америки.

2. Рассчитайте величину годового естественного прироста населения в промилле, если в стране за год родилось 28 400 чел., умерло 32 400 чел., а численность населения составляла на начало года 38,6 млн чел.

ЕП = Р – С = 28 400 – 32 400 = –4000 чел.

КЕП = ЕП : ЧН × 1000 = –4000 : 38 600 000 × 1000 = –0.1%.

3. Решите демографическую задачу, определив изменение численности населения и общий коэффициент рождаемости.

Задача. Во Франции в 2010 г. среднегодовая численность населения составляла 63 млн чел., из них родившихся — 819 тыс. чел.; в 2016 г. — 64,6 млн чел., из них родившихся — 772,8 тыс. чел.

а) Рассчитайте рост численности населения во Франции за период с 2010 по 2016 г. по формуле Р = N(2016) – N(2010) (чел.)

Р = 64.6 – 63 = 1.6 млн чел.

Как вы думаете, за счет каких факторов численность населения увеличилась?

Численность населения увеличилась, скорее всего, за счёт миграционного прироста, т.к. число радившихся в 2016 г. меньше, чем в 2010 г.

Рассчитайте общий коэффициент рождаемости во Франции в 2010 г. и в 2016 г. по формуле.

ОКР2010 = 819 тыс. / 63 млн × 1000 = 13 ‰;
ОКР2016 = 772.8 тыс. / 64.6 млн × 1000 = 11.9 ‰;

Как изменился общий коэффициент рождаемости? С какими причинами это может быть связано?

Окр за период 2010-2016 гг. уменьшился с 13 ‰ до 11.9 ‰, что может быть связано со старением населения, увеличением возраста вступления женщин в брак и рождения первого ребёнка.

4. Дополните схему.

Виды миграций
по продолжительности по мотивам по организации по направленности

5. Куда и почему направляются основные потоки современных мигрантов?

Основные потоки современных мигрантов направлены как из стран с низким уровнем экономического развития, так и внутри этих стран, что связано с миграцией рабочей силы из более бедных в более богатые страны.

6. Установите соответствие между регионом мира и плотностью населения (чел./км2) (укажите стрелками).

Азия → 149.5
Америка → 23.8
Африка → 42.5
Европа с Россией → 32.3
Австралия и Океания → 4.5
Мир → 58

7. Заполните таблицу, используя карты атласа (с. 16).

Регион Густонаселенные государства Редконаселенные государства
Азия Индия, Китай, Пакистан, Бангладеш Монголия, Казахстан, Лаос
Америка Гватемала, Сальвадор, Гаити Канада, Гвиана, Гайана
Африка Нигерия, Эфиопия, Уганда ЦАР, Ботсвана, Ливия, Намибия
Европа Бельгия, Италия, Монако, Чехия Испания, Беларусь, Норвегия
Австралия и Океания Наулу, Тувалу, Маршалловы о-ва Австралия, Новая Зеландия

8. Проанализируйте таблицу и ответьте на вопрос.

Какими факторами можно объяснить различия между регионами?

Наиболее высокая доля городского населения наблюдается в странах с высоким уровнем экономического развития (т.е. в Америке, Европе и Австралии), а в странах с низким уровнем экономического развития высока доля сельского населения (в Азии и Африке).

9. Отметьте знаком «+» районы с плотностью населения более 500 чел. на 1 км2:

Западно-Сибирская равнина;
+ остров Ява;
+ остров Хоккайдо;
+ дельта реки Нил;
Патагония;
Аравийский полуостров.

10. Определите среднюю плотность населения Беларуси (численность населения — 9 491 900 чел.; площадь территории — 207,6 тыс. км2).

Плотность населения = 9 491 900 / 207.6 тыс. км2 = 45.5 чел./км2.

11. Установите соответствие (укажите стрелками).

12. Проанализируйте карты атласа (с. 19) и заполните таблицу. Преобладающие в стране религии отметьте знаком «+».

Страна Христианство Ислам Буддизм
православие католицизм протестантизм
Беларусь +        
Россия +        
Литва   +      
Украина +        
США     +    
Польша   +      
Иран       +  
Таиланд         +

13. Ранжируйте первую пятерку стран мира по количеству объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

1) Франция;    
2) Испания;    
3) Китай;
4) Италия;
5) Германия.

Ответ: 4, 3, 2, 1, 5.

14. Подпишите объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в Беларуси.


Беловежская пуща

Несвижский замок

Дуга Струве

Замковый комплекс «Мир»

15. Разгадайте кроссворд «Человечество на Земле».

По горизонтали: 2. Самое высокогорное государство в мире (Непал). 5. Европейское государство, большая часть территории которого расположена на полуострове, а столица — на острове (Дания). 10. Коренные жители Северной и Южной Америки (Индейцы). 12. Территория, отведенная для насильственного поселения коренных жителей (Резервация). 13. Страна с большой плотностью населения (Япония). 14. Линия раздела территорий государств (Граница). 15. Люди, рожденные в результате смешения европеоидной и негроидной рас (Мулаты). 17. Главный город государства (Столица). 18. Ученый, изучающий материальные и духовные ценности народов (Этнограф).

По вертикали: 1. Континент, который не принадлежит ни одному государству (Антарктида). 3. Представители самой малорослой этнической группы людей на Земле (Пигмеи). 4. Название жилища, в котором жили индейцы (Вигвам). 6. Все население определенной страны (Нация). 7. Государство, расположенное в двух частях света (Турция). 8. Люди, рожденные в результате смешения европеоидной и монголоидной рас (Метисы). 9. Государство, в котором находится одно из самых высоких зданий в мире (Китай). 11. Самая древняя столица мира (Дамаск). 16. Коренной житель страны (Абориген).