§ 12. Византия в Средневековье
1. Определите хронологические рамки существования Византийской империи. Передайте ее историю в 4–5 предложениях.
Византийская империя существовала с 395 по 1453 год.
Столицей и центром Византийской империи был Константинополь. Наибольшие владения империя контролировала при императоре Юстиниане I (527—565). В дальнейшем под натиском многочисленных врагов государство постепенно утрачивало земли. Некоторое усиление в IX—XI веках сменилось серьёзными потерями в конце XI века, во время нашествия сельджуков и поражения при Манцикерте, усилением при первых Комнинах, после распада страны под ударами рыцарей-крестоносцев, взявших Константинополь в 1204 году, очередным усилением при Иоанне Ватаце, восстановлением империи Михаилом Палеологом, и, наконец, окончательной гибелью в середине XV века под натиском Османской империи.
2. В чем заключались особенности императорской власти в Византии? Что сближало византийского императора с древними восточными правителями?
Особенности императорской власти в Византии:
• власть наследственная;
• власть абсолютная;
• власть обожествлявшаяся.
Византийского императора с древними восточными правителями сближало:
- абсолютная власть;
- формальное нахождение всех земель в собственности у императора;
- пышные церемонии;
- использование огромного штата чиновников;
- использование религии как инструмента власти.
3. Какие социальные группы можно выделить в византийском обществе? Охарактеризуйте положение каждой из них.
Все византийское общество рассматривалось как совокупность подданных, обязанных служить государю имуществом и личностью. Основу общества составляло крестьянство, объединенное в митрокомии, самоуправлявшиеся общины. Свободные крестьяне, по-византийски «георгики», делились на несколько категорий. Высшую ступень занимали динаты – сильные люди; юридически они являлись членами общины, избирались на должности; пользуясь правом приоритетного приобретения земель общинников, они скупали недвижимую собственность соседей и превращались в землевладельцев, использовавших труд наемных и зависимых крестьян. Будучи военнообязанными, динаты, как правило, исполняли конную военную службу. Среднюю ступень занимали стратиоты, служившие в пехоте. На низшей ступени находились апоры – бедняки, неимущие, сдававшие свои земли в аренду более состоятельным, и мистии – наемные. Все они платили синону – натуральный налог, капникон – подворный сбор, и каноникон в пользу церкви. С VIII века в Византии стали появляться парики; формально они были юридически свободными, не были прикреплены к земле, однако существенно ограничены в правах; их повинности были почти в три раза выше повинностей георгиков; они обязаны были отрабатывать барщину на господской земле; они не имели права носить оружие и участвовать в войске.
К XI веку сложилась привилегированная сословная группа прониаров, обладателей пожалований на взыскание государственных налогов с селений, округов или областей. Они получали эскуссии, то есть освобождение от налогов и изъятие своих земельных владений из-под контроля государства. Прониары были обязаны несением военной службы. В то же время им дозволялось содержать собственные вооруженные свиты.
В Византии достаточно многочисленным было сословие горожан, поскольку Византия являлась самой урбанизированной страной средневековья. Горожане были объединены в корпорации. Среди них большим влиянием пользовались объединения торговцев. Корпорации, как и города в целом, находились в зависимости от государства и не обладали самоуправлением.
Многочисленным было духовенство. На вершине иерархии стоял патриарх; ниже него находились митрополиты, возглавлявшие церковь в областях; ниже – архиепископы, правители церковных округов; еще ниже – епископы, руководившие церковными делами в городах с близлежащими районами, но также и в крупных селениях. Монашество было объединено в монастыри.
С X века сложилась иерархическая система титулов и чинов. Были установлены 18 рангов. Титулы и чины не передавались по наследству, предоставлялись только за службу императору. Кроме этого существовали должности, не входившие в чиновничью иерархию, например, евнухи. Наибольшим влиянием из них пользовались паракимонены, или спальничие. Именно они нередко выдвигались на роль временщиков.
4. Чем различалось положение христианской церкви в Византии и в Западной Европе?
В Западной Европе церковь имела сплочённую иерархию и старалась держаться независимо от светских властей. В Византии светская власть контролировала религиозную жизнь в империи.
5. В чем выражалось влияние Античности на историю и культуру Византии? Как вы думаете, почему Византия (в отличие от Западной Европы) смогла сохранить античные традиции?
Влияние Античности на историю и культуру Византии выражалось в:
- архитектуре;
- базисе знаний.
С началом Средневековья в Византии не наблюдался характерный для западноевропейских стран упадок. Продолжала развиваться городская жизнь, а города являлись основными центрами культуры. Процент образованных людей был значительно выше, чем на Западе. Грамотность среди простых людей была не редкостью. Система образования включала как церковные, государственные, так и частные школы.
6. Напишите эссе «Вклад Византии в мировую культуру».
Византия - одно из государств, которое внесло большой вклад в развитие мировой культуры. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие годы стояла впереди всех стран Западной Европы, оставаясь центром своеобразной и воистину блестящей культуры.
На основе Византийского искусства сформировалось искусство Болгарии, Сербии, Древней Руси. Она оказало значительное влияние на формирование итальянского Ренессанса, внесло крупный вклад в становление культуры реформационной Европы.
Наследием византийской эпохи стало становление греческого народа и новогреческого языка, культурно-религиозной общности православного мира.