§ 11. 12. Культура стран США и Европы. Образ жизни населения

1. Какие основные художественные направления получили развитие в странах Запада во второй половине ХХ — начале XXI в.?

Основные художественные направления, которые получили развитие в странах Запада во второй половине ХХ — начале XXI в.:

- реалистическое направление;
- авангардистские направления (абстракционизм, поп-арт (популярное искусство), сюрреализм);
- неоавангардистские направления (оп-арт (оптическое искусство); боди-арт (искусство человеческого тела); кинетическое искусство, основанное на движении картин или их частей; гиперреализм (точное копирование объектов));
- психоделическое искусство (произведения этого направления нередко создавались под воздействием наркотиков).

В конце ХХ в. стали популярными голографические картины, созданные с помощью компьютера.

2. Объясните значение понятий «элитарное искусство», «массовая культура». Как соотносятся между собой элитарная и массовая культура? Всегда ли можно провести чёткое разграничение между ними? Приведите примеры.

Элитарное искусство - искусство, которое сохранило классические традиции и идеалы.

Массовая культура - культура, для которой характерны определённые стандарты, ориентация на интересы массового потребителя, упрощённость, зрелищность и доступность.

«Элитарная культура» и «массовая культура» — это два разных полюса. Но между ними не всегда можно провести четкое разграничение. Существуют произведения, которые можно отнести отчасти к одному виду, отчасти к другому. Например, роман «Generation "Пи"» Витора Пилевина. Многие слышали про него, даже если не читали. Но это смелый эксперимент, который скорее относится к культуре элитарной.

3. Какие основные проблемы современного общества нашли отражение в искусстве? Как вы можете объяснить появление новых средств воздействия на зрителя / слушателя?

Основные проблемы современного общества, которые нашли отражение в искусстве: расизм, кризис традиционной морали, упадок нравов состоятельных обывателей, проблемы нравственного и политического выбора человека, оскудение души и утрата духовности.

Появление новых средств воздействия на зрителя / слушателя можно объяснить техническим прогрессом.

4. Составьте обобщающую таблицу «Культура стран Запада во второй половине ХХ — начале XXI в.».

  Литература Изобразительное искусство Музыка Кино Архитектура
США У. Фолкнер (романы «Притча», «Город», «Особняк»), Э. Хемингуэй (повесть-притча «Старик и море»), Дж. Селинджер (повесть «Над пропастью во ржи»), Дж. Стейнбек, А. Миллер (пьесы «Смерть
коммивояжера», «Это случилось в Виши»), Э. Олби (пьеса «Кто боится Вирджинии Вулф?»), А. Хейли (романы «Отель», «Аэропорт», "Вечерние новости"), Э. Паунд, Дж. Барт, Т. Уильямс (психологическая пьеса «Трамвай «Желание»), Г. Миллер, Дж. Чейз.
Р. Кент, Дж. Джонс, Э. Уорхол (серийные портреты американской кинозвёзды Мэрилин Монро и картина-копия 32 банок супа «Кэмпбелл»). Б. Хейли
(«Рок круглые сутки»), Э. Пресли (баллада «Люби меня нежно»), Б. Дилан, группа «Кисс», группа «Дорз», Ф. Синатра, Л. Минелли, Т. Тёрнер, М. Джексон, Мадонна, У. Хьюстон.
Голливуд; Ч. Чаплин, режиссер С. Крамер («Не склонившие голову», «Нюрнбергский процесс», «Этот безумный, безумный, безумный мир»), М. Скорсезе («Злые улицы»), Дж. Шлезингер («Полуночный ковбой»), С. Поллак («Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»), актёры Дж. Фонда, П. Фонда, Д. Хофман, Д. Уэйн («Зелёные береты»), Х. Эшби («Возвращение домой»), О. Стоун («Взвод»), фильмы об «агенте 007» Джеймсе Бонде, Ф. Коппола («Крёстный отец»), Дж. Лукас («Звёздные войны»), С. Спилберг («Челюсти»), актёры М. Монро, Э. Тейлор, К. Иствуд, А. Пачино, Р. Де Ниро, Дж.
Николсон, М. Дуглас, Б. Уиллис, Ш. Стоун, Дж. Робертс, А. Шварценеггер, М. Стрип.
Ф. Л. Райт (в 1950-х гг. проектировал всемирно известное здание Музея Гугенхейма в Нью-Йорке), Л. Мис ван дер Роэ (создал новый тип здания — параллелепипед со стальным каркасом и сплошным остеклением навесных стен), Э. Сааринен (комплекс зданий компании «Дженерал Моторс» в Уоррене), в Нью-Йорке были сооружены две башни Центра международной торговли (110 этажей высотой 412 м), в Чикаго — здание фирмы «Сирс и Робак» высотой 422 м.
Великобритания Дж. Осборн («Оглянись во гневе»), Ш. Дилэни («Вкус мёда»), Д. Б. Пристли (романы «Сэр Майкл и сэр Джордж», «Лондонский тупик»), Ч. П. Сноу (многотомная
эпопея «Чужие и братья»), Г. Грин, М. С. Спарк, Дж. Фаулз, Дж. Р. Толкиен (трилогия «Властелин колец»), Дж. Роулинг (интеллектуальные сказки о Гарри Поттере), А. Кристи (детективы о сыщиках-любителях мисс Марпл и Эркюле Пуаро), Я. Флеминг (романы о похождениях «агента 007» Джеймса Бонда).
Э. Паолоцци (коллаж «Я
была игрушкой богача»), Р. Гамильтон (программное произведение — коллаж-картина «Что же делает наши современные дома
такими особенными, такими привлекательными?»).
Рок-группа «Битлз», группы «Роллинг Стоунз», «Лед Зеппелин», «Дип Пёпл» и «Блэк Сэббет». Актёр и режиссёр, руководитель Национального театра в Лондоне Л. Оливье, актриса В. Ли, актер театра и кино Р. Бартон, режиссёр Дж. Гилгуд, англо-американский режиссёр А. Хичкок. Архитекторы Джеймс Стирлинг и Терри Фаррелл.
Франция Л. Арагон (роман «Коммунисты»), М. Дрюон, Ж. Сименон (серия детективно-психологических романов о полицейском комиссаре Мегрэ), Ж. П. Сартр, С. де Бовуар, Ф. Саган, А. Камю, Н. Саррот, Э. Ионеско. Хартунг, Де Сталь, Бенжамен Вотье. Шансонье (эстрадные певцы) Э. Пиаф, М. Шевалье, С. Адамо, Ш. Азнавура, С. Генсбура, М. Матьё, Дж. Дассена, П. Каас; П. Мориа и его оркестр. Актёры И. Монтан, Л. де Фюнес, Ж. П. Бельмондо, А. Делон, К. Денёв,
Ж. Депардье, Б. Бардо.
Архитектор Ш. Э. Ле Корбюзье (разработал конструктивные приёмы строительства «жилых блоков», предусматривающие каркасную конструкцию зданий, их свободную, не связанную с внешними стенами планировку, расположение сплошных окон по фасаду, плоскую крышу), здание Национального центра
искусства и культуры имени Ж. Помпиду.
Германия

Г. Грасс, З. Ленц, Г. Бёлль (романы «Глазами клоуна», «Групповой портрет с дамой»).

В ГДР: А. Зегерс (романы «Решение» и «Доверие»), Л. Фейхтвангер, Б. Брехт, И. Бехер.

В ФРГ преобладали авангардистские направления — абстракционизм, поп-арт, оп-арт. В конце ХХ в. стали популярными голографические картины, созданные с помощью компьютера. Бетховенский фестиваль в Бонне и Вагнеровский фестиваль в Байройте; Н. Хаген, певец У. Линденберг, группы «Скорпионз», «Раммштайн» и «Модерн Токинг». Р. Фассбиндер («Замужество Марии
Браун», «Берлин, Александерплац»), киноактриса Х. Шигулла, Ф. Шлендорф (экранизация романа Г. Грасса «Жестяной барабан»), И. Фильсмайер («Сталинград»), режиссер К. Шлингезир («Цепкая пила» и «Террор 2000»), актёр и режиссёр Т. Швайгер.
Здания концерна БМВ в Мюнхене, Берлинской филармонии и правительственных зданий в Берлине.
Италия В. Пратолини, П. П. Пазолини, А. Моравиа, С. Квазимодо, Д. Фо, У. Эко. Р. Гуттузо. Оперный театр «Ла Скала», оперный певец Л. Паваротти, певец А. Челентано, Т. Кутуньо, дуэт Аль Бано и Ромины Пауэр, группа
«Риччи Э Повери».
Режиссёр Р. Росселини («Рим —
открытый город»), П. Джерми («Дорога надежды», «Развод по-итальянски»),
Дж. де Сантис («Нет мира под оливами»), В. де Сик («Подсолнухи»,
«Брак по-итальянски»), актёры С. Лорен, М. Мастроянни, Дж. Лоллобриджида, кинорежиссёр Ф. Феллини (фильмы «Сладкая жизнь», «Восемь с
половиной»).
Архитекторы Альдо Росси и Ренцо Пиано.

5. Подготовьте сообщение на одну из тем: «Рок и классика: противостояние и синтез», «Функциональное и органичное, национальное и интернациональное в архитектуре второй половины ХХ в.», «Интернет как глобализация информационного пространства».

Рок и классика: противостояние и синтез

В наше время рок-музыка превратилась в плацдарм для разнообразных экспериментов как коммерческого, так и художественного порядка. Исчезла антитеза "рок — классика", взаимное отталкивание сменилось притяжением, благодаря чему рок начинает производить более респектабельное впечатление, а классика теперь популяризирует академическое наследие в кругах, далеких от академизма.

Функциональное и органичное, национальное и интернациональное в архитектуре второй половины ХХ в.

Убедившись в определенной узости международного стиля — функционализма, архитекторы пытались развить те стороны, которые ими не учитывались ранее: пластические возможности архитектурных форм, индивидуальные запросы, связь с национальной культурой. Во второй половине ХХ в. особенно актуальной становится проблема соотношения национального и интернационального в национальной архитектуре отдельных стран. Истинный путь здесь лежит в преодолении бесперспективных попыток реставрации и стилизации многих, уже ушедших в прошлое местных архитектурных форм, в использовании истинных традиций и живых современных потребностей, на которых и должны строиться национальные архитектурные школы.

Интернет как глобализация информационного пространства

Важнейшей составляющей глобализации является использование информационных технологий, в частности Интернета, в этом процессе. Информационные технологии и прежде всего Интернет формируют мировое информационное пространство и являются технико-социальной основой глобализации. Ныне глобализацию следует рассматривать как процесс, который развивается уже за счет изменения информационных технологий и их возрастающего воздействия на различные сферы общества. За счет преобразования этих сфер процесс глобализации ведет к формированию нового образа жизни людей, а за счет мощного ускорителя - Интернета он стремительно расширяет свои границы.

6. Чем характеризуется жизнь человека в современном западном обществе? Как связаны между собой научно-технический прогресс, развитие культуры и повседневная жизнь человека?

Жизнь человека в современном западном обществе характеризуется стремлением сделать свою жизнь как можно комфортнее, приобретая всё новые и новые вещи.

Научно-технический прогресс влияет на развитие культуры и повседневную жизнь человека. Полностью изменило повседневную жизнь появление мобильных телефонов.