§ 8. Теория демографического перехода

1. Проверим свои знания.

1. В чём заключается теория демографического перехода? Охарактеризуйте четыре стадии демографического перехода.

Демографический переход представляет собой исторически быстрое снижение рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений. Выделяется 4 стадии демографического перехода:

  • Первая стадия характеризуется высоким уровнем рождаемости и смертности, в результате чего – низкий естественный прирост населения и колебания численности населения.
  • Вторая стадия характеризуется высоким уровнем рождаемости, однако смертность населения снижается, повышается продолжительность жизни. Из-за снижения смертности населения увеличивается естественный прирост и наблюдается рост численности населения.
  • Третья стадия характеризуется снижением смертности населения, однако рождаемость снижается ещё быстрее, в результате чего естественный прирост начинает уменьшаться, но рост численности населения сохраняется.

Четвёртая стадия характеризуется дальнейшим снижением и стабилизацией рождаемости и численности населения. Наблюдается увеличение смертности из-за старения населения.

2. Как изменится численность населения по регионам мира к 2050 г.?

По прогнозам ООН, к 2050 г. численность населения мира достигнет 9,7 млрд человек, при этом в Африке будут наблюдаться самые высокие темпы роста по сравнению с другими регионами, а для Европы будет характерна крайне противоположная тенденция – сокращение численности населения. Во всех остальных регионах (Северная Америка, Южная Америка, Азия, Австралия и Океания) прогнозируется рост численности населения.

2. От простого к сложному.

1. Имеют ли развитые страны мира прямое отношение к глобальной демографической проблеме? Почему одним странам удаётся решить демографическую проблему, а другим — нет?

Развитые страны имеют прямое отношение к глобальной демографической проблеме, т.к. именно там наблюдается старение населения, последствиями которой могут быть демографическая нагрузка на трудоспособное население, сокращение численности экономически активного населения и др.

Для решения демографической проблемы необходимы эффективные и качественные социально-экономические преобразования, поэтому некоторым странам не удаётся решить проблему.

2. Приведите положительные и отрицательные примеры решения демографической проблемы.

Положительный пример решения демографической проблемы – Исландия. Благодаря демографической политике, страна добилась рекордного взрывного роста населения, притом, что миграция в эту страну практически отсутствует. Таким образом, Исландия решила проблему исчезновения титульного этноса.

Страны Западной Европы, которые сделали ставку на миграцию из третьих стран, являются отрицательными примерами решения демографической проблемы, т.к. неконтролируемая миграция, а также политика открытых дверей для мигрантов привела к росту преступности, нагрузке на социальную сферу и на экономику.

3. Сегодня демографы связывают Третий демографический переход с иммиграцией в странах с низкой рождаемостью, прежде всего европейских. Почему иммиграция стала основной причиной Третьего демографического перехода? К каким последствиям это может привести?

Иммиграция стала основной причиной Третьего демографического перехода, т.к. в настоящее время она является довольно значимым демографическим фактором, который оказывает заметное воздействие на все демографические процессы. Миграция весьма существенно влияет и на динамику численности населения, и на его состав.

Миграция может привести к полному изменению состава населения и замене нынешнего населения населением, которое составляют либо мигранты, либо их потомки, либо население смешанного происхождения.

Если мигранты будут себя определять и идентифицировать как нечто отличное от коренного населения, то подобный процесс может иметь самые разнообразные и существенные последствия, а также повлиять на идентичность той или иной страны, на социальную сплочённость ее населения.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_10, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!