§ 8. Межличностные отношения
1. Конкретизируйте примерами разные уровни межличностных отношений. Используйте вводную инфографику.
Уровни межличностных отношений:
1. Знакомство. Во время прогулки в парке встретились два незнакомых пожилых человека, завели беседу о погоде, здоровье и обстановке в городе.
2. Приятельство. Вася и Толя — приятели, они вместе занимаются в секции волейбола.
3. Товарищество. Ученики седьмого класса Андрей и Николай вместе делают уроки, так как живут в одном доме, но близкими друзьями не являются.
4. Дружба. Нина и Варя дружат с первого класса, знают секреты друг друга.
5. Любовь. Мама и сын любят друг друга.
2. В какой из предложенных ситуаций речь идёт о буллинге?
1. На перемене несколько ребят перебрасывают друг другу сумку своего одноклассника, который старается её отобрать. После звонка
все вместе, весело смеясь и болтая, отправляются на занятия.
2. В компании смеются над неудачной фотографией своего одноклассника в социальной сети и оставляют под ней обидные комментарии.
Вторая ситуация является примером буллинга, так как здесь можно наблюдать оскорбление (обидные комментарии к фотографии), а, следовательно, психологическое воздействие на человека группой лиц.
А в первой ситуации имеет место быть шутка, так как не оказывается ни физического, ни психологического воздействия на человека. Ребята после указанной ситуации общаются и испытывают положительные эмоции.
3. Приведите примеры несправедливости из-за действия возрастных и профессиональных стереотипов. Как не допустить предвзятого отношения к себе, другим людям?
Возрастные стереотипы:
Пожилые люди постоянно делают замечания.
Все молодые люди невоспитанные и легкомысленные.
Профессиональные стереотипы:
Программисты — это ботаники в очках, постоянно сидят за компьютером и не замечают ничего вокруг, небрежно относятся к быту и питанию.
Все юристы зануды, которые читают все инструкции и правила, и дотошно их выполняют.
Как не допустить предвзятого отношения к себе, другим людям?
- Уважительно относиться к себе и людям.
- Не поддерживать агрессоров и не идти на поводу у провокаторов.
- Не реагировать бурно на замечания.
- Не общаться с людьми, которые настроены агрессивно к людям.
4. Опишите межличностные отношения и стиль лидерства в тех группах, членом которых вы являетесь.
Группы | Стиль лидерства | Уровень межличностных отношений |
Семья | Либеральный (прислушиваются к мнению каждого члена семьи). | Любовь |
Класс | Директивный (требовательность и контроль со стороны классного руководителя) или коллегиальный (учитель на уроке поощряет, позволяет проявлять творчество). |
Товарищество, дружба |
Друзья во дворе | Коллегиальный (опирается на доверии, коллективно обсуждаются дела и принимаются решения). | Дружба |
Спортивная секция | Директивные стиль (взаимоотношения с тренером, который осуществляет контроль, требует дисциплины и ориентируется на успех), коллегиальный стиль (взаимоотношения с командой, основанные на доверии, ответственности и самодисциплине). | Приятельство, товарищество |