§ 7. Общение и его роль в жизни человека
1. Назовите известные вам формы и средства общения. Какие из перечисленных форм общения вы используете чаще всего и почему?
Формы общения: формальное и неформальное, инструментальное и интимно-личностное, императивное и диалогическое, прямое и опосредованное.
Средства общения: вербальные (устная, письменная речь) и невербальные (жесты, мимика, интонация, громкость голоса, поза, зрительный контакт, прикосновение).
Чаще всего используются неформальное (в семье, при общении с друзьями), формальное (в школе с учителями) и диалогическое общение (с родителями, друзьями).
2. Проанализируйте диаграмму. Можно ли утверждать, что данная диаграмма адекватно отражает средства общения в процессе обмена информацией? Докажите примерами из параграфа.
Данная диаграмма не совсем верно отражает средства общения в процессе обмена информацией. Чаще всего используются слова, чем позы и жесты. Они служат для дополнения человеческой речи. А в диаграмме наоборот, в процессе обмена информации больше используются позы и жесты, чем слова. Например, общение учителя с учеником происходит с помощью вербальных средств общения, а невербальные средства (интонация, поза, жесты) только помогают в этом.
3. Чем убеждение как способ воздействия на человека отличается от внушения? Какой из названных способов используется при диалогическом общении, а какой при монологическом? Аргументируйте своё мнение.
Убеждение как способ воздействия на человека отличается от внушения тем, что требует определенной информации и логических выводов. Убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений и идей, на их анализе и оценке. А внушение обращено не к логике, а к чувствам человека. Человек при внушении не способен сознательно контролировать поток поступающей информации.
Внушение используется в диалогическом общении, так как при таком общении необходимо две стороны, оно должно быть ориентировано на собеседника. А убеждение используют при монологическом общении, речь одного человека, целью которой является изменение взглядов и поведения людей с опорой на логику и доказательства.