Обобщение 1. Стр. 50-51

1. Дайте определения следующим понятиям: воля, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, самооценка, сознание, способности, темперамент, характер, эмоции.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и эмоций, умение преодолевать внутренние и внешние препятствия.

Индивид — единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность — особенность, неповторимое своеобразие отдельного человека.

Личность — человек, обладающий совокупностью социальных и духовных качеств, которые были приобретены им в процессе социализации.

Мировоззрение — совокупность взглядов, суждений и представлений о мире, обществе, человеке и его предназначении.

Самооценка — оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Сознание — способность человека воспринимать действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и выстраивать на этой основе свое поведение.

Способности — индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент — совокупность психических свойств человека, от которых зависят его реакции на других людей и социальные обстоятельства.

Характер — набор устойчивых черт, которые проявляются в поведении человека.

Эмоции — чувства, переживания человека.

2. Перечислите способы управления эмоциями и приёмы развития волевых качеств личности. Как они взаимосвязаны?

Способы управления эмоциями:

1) целенаправленное создание себе позитивного настроения;
2) уход от негативного эмоционального воздействия;
3) умение управлять своим поведением.

Приемы развития волевых качеств личности:

1) соблюдение режима дня;
2) занятия спортом;
3) тренировка полезных навыков;
4) постановка и достижение целей;
5) доведение начатого дела до конца.

Эмоции могут полностью захватывать человека, только с помощью воли можно их контролировать и сдерживать.

3. Заполните таблицу «Биологическое и социальное в человеке». Используйте следующие понятия: воля, индивид, индивидуальность, деятельность, личность, задатки, инстинкты, мировоззрение, поведение, приспособление, психика, самооценка, сознание, способности, труд, темперамент, характер, эмоции. С какими понятиями и почему возникли сложности?

Биологическое Социальное
Индивид
Инстинкты
Психика
Приспособление
Эмоции
Поведение
Темперамент
Задатки
Воля
Деятельность
Личность
Мировоззрение
Самооценка
Труд
Характер
Индивидуальность
Сознание
Способности

Сложности могут возникнуть с понятиями задатки, способности и психика. Задатки — физиологические особенности человека, относятся к биологическому в человеке. Задатки являются биологической основой способностей. Способности обеспечивают выполнение каких-либо видов деятельности, поэтому относятся к социальному в человеке. Задатки развиваются в способности только в общественной среде. Психика относится к биологическому в человеке, так как психика присуща и высокоорганизованным млекопитающим (дельфины, приматы, собаки).

4. Приведите примеры действий или проявления различных типов темперамента, характера и уровней самооценки.

Холерик: Николай — вспыльчивый человек, легко возбуждается и не доводит дело до конца.

Сангвиник: Владимира называют в коллективе «душа компании» из-за его жизнерадостного, легкого характера.

Флегматик: Игоря очень ценят в коллективе, так как он надежный, основательный и целеустремленный работник.

Меланхолик: Надежда очень впечатлительная девушка, при неудачах сильно расстраивается, может даже заплакать.

Типы характера:

Интроверты стараются избегать чрезмерного общения, их главный интерес составляет собственный внутренний мир.

Экстраверты отличаются активностью, общительностью, стремлением достигнуть общественного признания и успеха.

Уровни самооценки:

Адекватная:  Василий адекватно воспринимает критику в свой адрес, реально оценивает свои способности и возможности.

Человек с заниженной самооценкой не верит в свои силы, часто избегает трудности в жизни и не может в полной мере реализовать свои способности.

Человек с завышенной самооценкой не воспринимает критику, не признает собственных ошибок, не прислушивается к мнению других людей, хочет всегда быть лидером и ставит себя выше окружающих.

5. Прочитайте тексты, выделите в них основные понятия и используйте их в качестве основы для создания нового текста. Придумайте заголовок, который бы не только отражал главную мысль текста, но и привлекал внимание к нему.

Человек — биосоциальное существо.

В человеке выделяют биологически обусловленную подструктуру (темперамент, возраст, пол) и социально обусловленную подструктуру (характер, социальный опыт, убеждения). На становление характера значительную роль оказывает социальная среда и обстоятельства жизни индивида. На протяжении жизни у личности формируется мировоззрение, как человек воспринимает себя в мире, какого его предназначение. На основе мировоззрения и мнения окружающих складывается самооценка человека, которая влияет на его поведение в обществе.

6. Обратите внимание на прилагательные и причастия, которые применяют для описания личности и характера человека. Говорят о личности «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т. п. В отношении характера используются прилагательные «тяжёлый», «жёсткий», «железный», «мягкий», «золотой». Почему мы не говорим «выдающийся характер» или «мягкая личность»?

Характер проявляется в действиях и поступках человека. В характере проявляется отношение человека к окружающей действительности, другим людям, самому себе, порученному делу. Поэтому мы используем прилагательные «мягкий», «жесткий», «железный».

Личность формируется в процессе социализации, на основе накопленного опыта. Поэтому мы говорим «преступная» личность, то есть совершающая правонарушения, или «выдающаяся» — достигшая определенных результатов в обществе.

7. Определите темперамент, характер и уровень самооценки литературных и киногероев (на выбор). Кто из них, на ваш взгляд, и почему может быть отнесён к экстравертам, а кто — к интровертам? Подтвердите свою характеристику выдержками из текстов или видеофрагментами.

Герои повести белорусского писателя Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха»:

Андрей Белорецкий — флегматик, адекватная самооценка. Доводит начатое дело до конца (хотел избавить Надежду Яновскую от проклятья и узнать, кто пугает ее по ночам), спокоен, расчетлив и целеустремлен.

«Что поделаешь, я вообще непростительно жалостливый»; «До этого самого места я в своем рассказе был, так сказать, суровым реалистом»; «этому человеку нужно было обязательно помочь».

Надежда Яновская — меланхолик, заниженная самооценка. Склонна к глубоким переживаниям, нерешительная. Не выезжала за пределы своего имения, стойко переживала свое одиночество и обреченность жизни (так как из-за предательства ее предком короля Стаха, их род был проклят, поэтому Надежда должна была умереть как потомок и последний представитель ее рода).

«Лицо было простодушное, детское. Но самым убедительным был ее голос: медленный, ленивый, безразличный и одновременно трепетный и прерывистый, словно голос лесной птицы»; «такой искренностью и безразличием веяло от ее слов»; «я с недоумением взглянул на нее: неужели она никогда не покидала этого дома?», «несчастная была бы, может, и недурна собой, если бы не этот постоянный, темный ужас»; «и только теперь я понял, какая она, собственно говоря одинокая не только в своем доме, но и среди этой шатии».

Рыгор Дуботовк — сангвиник, веселый, общительный и жизнерадостный, с завышенной самооценкой. В конце повести читатель узнает, что он безжалостный, хитрый человек, который спланировал довести до гибели Надежду Яновскую с целью получения ее замка и имущества.

«Словом, собачник, провинциальный медведь, весельчак и пьяница — это сразу было видно»; «у двери он захохотал таким густым и веселым басом, что я  тоже невольно улыбнулся…Его видимо любили»; «добрый, простой великан»; «он был такой колоритный»; «я не узнал его. Это был совершенно другой Дуботовск…Куда девалась доброта, сердечность и ласка…У этого Дуботовска лицо было желтое, с резко опущенными уголками рта…Глаза запали, смотрели мертво и мрачно».

Алесь Ворона — холерик, высокомерный и вспыльчивый характер, с завышенной самооценкой.

«Он был красив, если б не чрезмерная бледность, впалость щек и если б не выражение какого-то необъяснимого озлобления на плотно сжатых губах»; «он удивился…и в глазах его плеснулась мутная ярость»; «Ворона начал закипать»; «это опасный человек, человек с ужасной репутацией».

Интроверты: Надежда Яновская и Андрей Белорецкий.

Экстраверты: Рыгор Дуботовск и Алесь Ворона.

8. Составьте на основе инфографики к каждому параграфу итоговый текст для обобщения по разделу «Человек» (не более чем на страницу).

1) Уникальность человека.

Человек — природное и социальное существо. Психика, инстинкты, адаптация, наличие кровеносной, мышечной, нервной и других систем свойственны для всех живых организмов, поэтому это биологическая подструктура человека. К социальной подструктуре относят сознание, речь, общение, трудовая и целенаправленная деятельность, так как все это проявляется только в обществе. Индивид (представитель человеческого рода) становится личностью только в процессе социализации.

2) Темперамент, характер, способности.

В зависимости от силы и слабости, уравновешенности и неуравновешенности, подвижности и инертности нервной системы выделяют четыре типа темперамента. Холерик — импульсивный, подвижный, возбудимый, изменчивый. Сангвиник — активный, жизнерадостный, контактный, легкий. Флегматик — спокойный, стабильный, настойчивый, медлительный, основательный. Меланхолик — ранимый, интуитивный, вдумчивый, чувствительный, необщительный. Темперамент передается по наследству, а характер формируется на протяжении жизни человека. Выделяют типы характера: экстраверты (сангвиник, холерик) и интроверты (флегматик, меланхолик).

3) Эмоции, чувства, воля.

Эмоции — это переживания человека. Они бывают положительные (радость, ожидание, изумление, восторг) и отрицательные (злость, грусть, страх, тревога). Эмоции кратковременные и ситуативные. А чувства более длительные по времени и устроены более сложно. Это любовь, оптимизм, разочарование, покорность. Управлять эмоциями и чувствами можно с помощью развития волевых качеств личности.

4) Направленность личности.

Направленность личности — внутренние основания деятельности человека и ее содержание (ценности, убеждения, знания, мировоззрение). Мировоззрение человека зависит от условий формирования личности, принадлежности к определенной социальной группе, образования, жизненного опыта, своего внутреннего мира.

5) Познание человеком самого себя.

Человек познает себя с младенчества и продолжается этот процесс всю его жизнь. В процессе самопознания формируется Я-концепция — представление индивида о самом себе. Выделяют две составляющие такой концепции: «Я-реальное» — система мыслей, чувств и желаний в настоящем времени и «Я-идеальное» — то, каким человек хотел бы быть. В зависимости от уровня притязаний (то, что стремиться достичь человек) и успеха (фактический результат его достижений) формируется самооценка. Самооценка бывает трех видов: адекватная, заниженная и завышенная.

9. Найдите и проанализируйте комикс датского художника Херлуфа Бидструпа «Четыре темперамента». Определите:

какому типу темперамента соответствует реакция обладателя шляпы в каждой ситуации;
какие эмоции испытывали участники каждой из четырёх ситуаций со шляпой;
как в каждом случае ситуация со шляпой повлияла на самооценку её участников.

Датский художник Херлуф Бидструп в юмористической форме отразил в своем творчестве типы темперамента в форме реакции одного из персонажей на смятую шляпу.

1 рисунок — холерик, самооценка завышена. Испытывает ужас при виде своей смятой шляпы, затем злость по отношению к человеку, нечаянно севшему на шляпу.

2 рисунок — флегматик, заниженная самооценка. Испытывает грусть, переживает обиду внутри себя, ни слова не сказал севшему на его шляпу человеку.

3 рисунок — меланхолик, занижена самооценка. Человек при виде своей шляпы испытывает горе, затем не может сдержать эмоций и начинает плакать.

4 рисунок — сангвиник, адекватная самооценка. При виде смятой шляпы испытывает удивление, затем смеется над данной ситуацией.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_9, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!