Практ. 2. Сравнение свойств карбоновых и неорганических кислот

1. Взаимодействие хлороводородной и уксусной кислот со щелочами ( реакция нейтрализации).

Объясните наблюдаемые явления.

Обе протекающие реакции – реакции нейтрализации. В ходе реакции среда в пробирке будет изменяться с кислой на нейтральную, а со средой будет меняться и окраска индикаторов: лакмуса с красной на фиолетовую, а метилоранж с розовой на оранжевую.

Приведите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

Можно ли в описанном эксперименте в качестве индикатора использовать фенолфталеин? Ответ поясните.

Нельзя. Фенолфталеин и в кислой, и в нейтральной среде бесцветный.

2. Взаимодействие хлороводородной и уксусной кислот с растворами карбоната натрия.

Объясните наблюдаемые явления.

В ходе реакции выделяется углекислый газ, потому что обе кислоты сильнее угольной, и они вытесняют её из карбоната натрия с образованием углекислого газа и воды.

Приведите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

3. Взаимодействие хлороводородной и уксусной кислот с цинком.

Объясните наблюдаемые явления.

В ходе обеих реакций образуются пузырьки газа — водород. Это характерный признак реакции металлов с кислотами. Т.к. в ходе реакции атом водорода в кислоте замещается на атом металла. 

Приведите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

Сравните интенсивность выделения водорода в двух пробирках. На основании наблюдения сделайте вывод о том, какая из кислот сильнее: хлороводородная или уксусная.

В пробирке с хлороводородной кислотой интенсивность выделения водорода выше, а это значит, что хлороводородная кислота сильнее.


4. Взаимодействие хлороводородной и уксусной кислот с оксидом меди (II).

Объясните наблюдаемые явления.

В ходе реакции растворы будут становится голубого цвета, т.к. образующиеся соли меди (II) имеют голубой цвет.

Приведите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

По мере нахождения пробирок в штативе окраска их содержимого становится более интенсивной. Объясните наблюдаемое явление.

Соли меди в воде гидратируются, образуя аква-комплексы, которые имеют более интенсивное окрашивание.

5. Дополнительный эксперимент.

Объясните наблюдаемые явления.

Индикаторная бумага будет краснеть, потому что фрукты и ягоды содержат свои собственные кислоты: апельсин — лимонную, яблоко — яблочную, виноград — виноградную и т.д.

6. Выводы. Напишите, с неорганическими соединениями каких классов взаимодействует уксусная и хлороводородная кислоты. В чем общность и в чём различие свойств хлороводородной и уксусной кислот? К каким электролитам — сильным или слабым — относятся эти кислоты?

Уксусная и хлороводородная кислоты взаимодействуют со щелочами, солями, металлами и оксидами металлов. Обе кислоты реагировали со всеми реактивами, но с разной интенсивностью. Уксусная кислота слабее, чем хлороводородная. Уксусная кислота — слабый электролит, а хлороводородная — сильный.