Практ. 3. Решение экспериментальный задач по теме «Химия растворов»

1.

Вариант 1. Установите возможность протекания реакций в растворе между серной кислотой и следующими веществами: хлоридом натрия, гидроксидом меди (II), карбонатом натрия, хлоридом бария.

Составьте уравнения химических реакций в молекулярном и сокращенном ионном виде.

В выводе объясните роль ионов водорода в протекающих реакциях.

В протекающих реакциях ионы водорода играют связывающую роль. Они связывали гидрокид-ион с образованием воды, а карбонат-анион – с образованием угольной кислоты (угольная кислота сразу распадается на воду и углекислый газ).

Вариант 2. Установите возможность протекания реакций в растворе между гидроксидом натрия и следующими веществами: хлоридом калия, сульфатом меди (II), хлороводородной кислотой, хлоридом железа (III).

Составьте уравнения химических реакций в молекулярном и сокращенном ионном виде.

В выводе объясните роль ионов водорода в протекающих реакциях.

В протекающих реакциях гидроксид-ионы играют связывающую роль. Они связывали катионы металлов в нерастворимые осадка, а также ионы водорода с образованием воды.

2.

Вариант 1. Проведите реакцию, сущность которой выражена следующим сокращенным ионным уравнением:

Mg2++2OH=Mg(OH)2\mathrm{Mg^{2+} + 2OH^- = Mg(OH)_2 ↓}

Подберите реактив, который необходимо добавить к выданному вам раствору хлорида магния, чтобы осуществить указанную реакцию.

Укажите формулу реактива, признак химической реакции, формулу полученного осадка, которые отметьте на рисунке над стрелочками. 

В выводе объясните, каким требованиям должны отвечать вещества, с помощью которых можно осуществить реакции, сущность которых отражена предложенным кратким ионным уравнением.

Для того, чтобы можно было осуществить подобные реакции, необходимо, чтобы оба исходных вещества были растворимы или находились в расплаве, и, чтобы в ходе реакции эти вещества образовывали осадок или газ.

Вариант 2. Проведите реакцию, сущность которой выражена следующим сокращенным ионным уравнением:

CO32+2H+=H2O+CO2\mathrm{CO_3^{2-} + 2H^+ = H_2O + CO_2 ↑}

Подберите реактив, который необходимо добавить к выданному вам раствору карбоната калия, чтобы осуществить указанную реакцию.

Укажите формулу реактива, признак химической реакции, формулу полученного вещества. 

Каким требованиям должны отвечать вещества, с помощью которых можно осуществить реакции, сущность которых отражена предложенным кратким ионным уравнением? В выводе объясните возможность протекания данной реакции.

Для того, чтобы можно было осуществить подобные реакции, необходимо, чтобы кислота, которой мы действуем на вещество, была сильнее кислоты, которой образована соль , также необходимо, чтобы в ходе реакции выделялся газ или образовывался слабый электролит. 

3.

Вариант 1. С помощью универсального индикатора определите pH растворов следующих веществ: гидроксида натрия, хлорида натрия, хлороводородной кислоты, хлорида цинка и силиката натрия. Результаты исследования занесите в таблицу.

Запишите уравнения возможных реакций обмена между солями и водой.

В выводе объясните причину изменения окраски индикатора в некоторых растворах. Чем объясняется то или иное значение водородного показателя в исследованных вами растворах?

Значение pH зависит от отношения концентраций ионов H+\mathrm{H^+} и OH\mathrm{OH^-}в растворе. Кислоты дают H+\mathrm{H^+}, щелочи OH\mathrm{OH^-}, а соли могут давать и то, и то в результате гидролиза. Именно из-за гидролиза хлорид цинка и силикат натрия давали те или иные значения pH.

Вариант 2. С помощью универсального индикатора определите pH растворов следующих веществ: гидроксида калия, серной кислоты, сульфата алюминия, сульфата калия и карбоната. Результаты исследования занесите в таблицу.

Запишите уравнения возможных реакций обмена между солями и водой.

В выводе объясните причину изменения окраски индикатора в некоторых растворах. Чем объясняется то или иное значение водородного показателя в исследованных вами растворах?

Значение pH зависит от отношения концентраций ионов H+\mathrm{H^+} и OH\mathrm{OH^-} в растворе. Кислоты дают H+\mathrm{H^+}, щелочи OH\mathrm{OH^-}, а соли могут давать и то, и то в результате гидролиза. Именно из-за гидролиза сульфат алюминия и карбонат калия давали те или иные значения pH.